В Мининском прошла серия форсайт-сессий по лингвистике и методике преподавания иностранных языков

В Мининском прошла серия форсайт-сессий по лингвистике и методике преподавания иностранных языков
Участие приняли более 150 ученых и практиков со всей страны 

Шесть форсайт-сессий, организованных кафедрой иноязычной профессиональной коммуникации и кафедрой теории и практики иностранного языка и лингводидактики, прошли в Мининском университете при поддержке пространства коллективной работы «Точка кипения – Мининский университет»

Форсайт-сессия «Актуальные проблемы обучения китайскому языку» объединила более 80 участников: ведущих преподавателей китайского языка, аспирантов и студентов не только Мининского университета, но и РГГУ (г. Москва), СпБГУ (г. Санкт-Петербург), БФУ (г. Калининград), БГПУ (г. Благовещенск), ЮУрГГПУ (г. Челябинск), других вузов страны, а также представителя ФА Россотрудничество. Модераторами мероприятия выступили: доцент Архипова Мария Владимировна, старший преподаватель Чарчоглян Татьяна Геннадьевна, преподаватель БелокуроваСофья Сергеевна. В рамках встречи обсуждались современные методические подходы и технологии обучения китайскому языку, практики их реализации на уровнях среднего общего и высшего образования. Опытные коллеги и начинающие ученые делились успешным опытом, дидактическими и научными находками с целью их развития и масштабирования.

Организаторами форсайт-сессии «Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного» выступили доценты Дмитренко Наталия Пятрасовна, Плесканюк Татьяна Николаевна, Аксенова Марина Викторовна и старший преподаватель Никанорова Екатерина Игоревна. Это ежегодное мероприятие, объединяет специалистов по РКИ со всего мира. В ходе форсайт-сессии были предложены новые подходы к оценке знаний студентов, разные подходы к оцениванию знаний со стороны студентов, их родителей и преподавателей, проблемы рейтинговых систем. Также были представлены особенности проведения онлайн школ и семинаров по русскому языку, новые технологии, позволяющие максимально воссоздать условия живого общения: платформы Padlet, использование виртуальных аудиторий, названных в честь русских городов, виртуальный актовый зал, совместные кулинарные мастер классы онлайн. 

Форсайт-сессия «Общетеоретические проблемы современной лингвистики» прошла под руководством доцента Приходченко Петр Иванович, и старших преподавателей Малышевой Елена Юрьевна и Перовой Татьяна Александровна. Лингвисты Нижнего Новгорода, Арзамаса, Москвы и Петропавловска представили крайне интересные темы. Большой интерес вызвали доклады о двойной модальности в английском языке (Барсукова Э.К. МГЛУ), конструкции которой, с одной стороны имеют ярко выраженный диалектный колорит и некоторое время считались речевой ошибкой, а с другой, - сейчас получают все более широкое распространение в том числе среди не-носителей языка. Не менее насыщенными и интересными были сообщения о систематизации неосинонимов в русском языке (Ольховская А.И. Институт Пушкина), семантике идиом английского и русского языков (Градская Т.В. НГЛУ им. Н.А. Добролюбова) и другие. 

Участниками форсайт-сессии «Теоретические и практические аспекты методики преподавания английского языка» стали специалисты, ученые-коллеги из НГПУ им. К. Минина, Нижегородского института развития образования, МГПУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ЮУрГГПУ г. Челябинск, изучающие актуальные вопросы методики преподавания английского языка. Организаторами сессии выступили: доценты Ланская Юлия Сергеевна, Телегина Ольга Владимировна и преподаватель Баскакова Мария Александровна. В рамках встречи обсудили вопросы использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка, поделились особенностями кодифицированной интонационной нормы, осветили эффективность исследования когнитивного фокуса реляторных структур, а также продемонстрировали PISA 2025, международная программа, посвященная науке и включающая новую оценку качества образовательных достижений обучающихся.

В форсайт-сессии «Теоретические и практические вопросы немецкой лингвистики и лингводидактики» приняли участие около 100 ученых, молодых исследователей, учителей и преподавателей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Воронежа, Петропавловска-Камчатского и других городов. Модераторами мероприятия выступили доценты: Оладышкина Анастасия Алексеевна, Терентьева Елена Валентиновна, Молчанова Юлия Анатольевна. Участники секции ознакомились с лингвистическими особенностями современных немецких медиативных текстов. Бурное обсуждение вызвало использование веб-платформ в обучении иностранным языкам в вузе. Особый интерес вызвали языковые особенности актуального интернет-общения.

На форсайт-сессии «Теоретические и практические аспекты методики преподавания английского языка: взгляд молодого ученого» (организаторы: доценты Никшикова Лана Юрьевна, Першутин Сергей Валерьевич и старший преподаватель Чистоградова Ольга Александровна) были представлены работы магистрантов и бакалавров педагогических вузов страны. Доклады вызвали интерес и оживленную дискуссию у участников. Так, Ирина Гришина подняла вопрос об использовании интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка, Леонид Горлов осветил проблему применения современных игровых технологий в старших классах, Елизавета Шевченко поделилась исследованием, связанным с современным состоянием системы повышения квалификации учителей немецкого языка, Карина Вебер и Анастасия Сбитнева отразили проблему использования современных технологий при обучении иностранным языкам. Елизавета Балдина представила сообщение о значимости коммуникативного подхода при обучении школьников иностранному языку. Иван Резепов обратился к вопросу обучения формам будущего времени с опорой на когнитивный подход. Анна Слюнченко, Анжела Савватина и Ксения Грачева представили исследование образной методики при обучении технике чтения младших школьников. Анастасия Панина рассказала о применении стратегии скаффолдинг при обучении письменной речи на уроках английского языка. Евгений Боронов поделился исследованием особенностей обучения поисковому чтению на уроках английского языка.

Растущая аудитория и география научного форума позволяет инициировать новые межвузовские и международные проекты. 

 

Поделиться