Учебный год в новой реальности: итоги и перспективы

Врио ректора Мининского университета Елена Илалтдинова рассуждает о результатах перехода на дистанционный формат обучения и что ожидает Мининский университет в будущем.

 Уважаемые преподаватели и студенты!

В последние несколько месяцев мы вместе наблюдали глобальные изменения в социальной сфере, связанные с эпидемией коронавирусной инфекции. Мы пережили резкий перевод системы образования в дистанционный формат и можем уверенно сказать, что справились с серьезными вызовами. Совместно мы находили решения, действуя в сложной ситуации неопределенности и нестабильности, учились общаться на расстоянии и искали простые и эффективные способы взаимных действий. Это стало возможным во многом благодаря мобилизации и сплоченности студентов и преподавателей, последовательности действий административного корпуса. Мы благодарны каждому, кто внес свою лепту в функционирование вуза как слаженного механизма и способствовал тому, что учебный процесс не только не прервался, но и получил новое качественное развитие в изменившейся реальности. И это самое главное! 

Более того, по итогам работы в новом для нас полностью дистанционном формате достигнуты положительные результаты. Студенты и сотрудники Мининского университета продемонстрировали высокую степень подготовленности к онлайн-занятиям в техническом, психологическом, эмоциональном плане. Наше студенческо-преподавательское сообщество показало свою стрессоустойчивость и готовность действовать четко в непривычных обстоятельствах.

Такое единение, сотрудничество и согласие понадобятся нам и в дальнейшем. Рассматривая различные сценарии развития событий (сохранение опасности заражения и вторая волна заболеваемости), мы разрабатываем и наши возможные действия и реакции. 

Одним из инструментов, позволяющим, на наш взгляд, справиться с вызовами эффективно и без ущерба для учебного процесса, мы считаем отказ от традиционной, и даже устаревшей формы преподавания, – потоковой лекции и ее перевод полностью в дистанционный формат. Такое решение позволит нам организовать обучение студентов с соблюдением мер безопасности и вовремя начать новый учебный год в случае сохранения или ухудшения эпидемиологической ситуации.

Отметим особо, что мы выступаем против полного перехода на дистанционное обучение, учитывая, специфику педагогического университета, и осознавая, что только в процессе взаимодействия с другими людьми будущий педагог приобретет необходимые компетенции. Это справедливо также и в отношении других направлений и профилей подготовки. Кроме этого, мы высоко ценим традиции университета и культуру образования, важность университетского пространства, которое мы планомерно и систематически преобразуем в соответствии с современными представлениями об образовательных потребностях студентов. 

Озабоченность вызывает здоровье студентов и преподавателей, которое подвергается большой нагрузке (возможно, неочевидной на первый взгляд, но значительной по степени) в процессе дистанционного образования. 

Перед нами стоит задача минимизировать негативные последствия, и, усилив положительные эффекты дистанционного образования перейти на смешанное обучение.

Проведенные в нашем университете опросы показывают, что и студенты, и преподаватели сходятся во мнении о необходимости совместной аудиторной работы, ценность которой мы смогли понять, только лишившись на время такой возможности. Отказ от лекций в аудитории в пользу онлайн-лекций и акцент на улучшении качества практических занятиях в аудитории позволит, помимо соблюдения мер безопасности, сохранить возможность личного взаимодействия в малых группах.

Уверены, что перевод лекций в дистанционный формат привнесет в процесс обучения новые, положительные характеристики, позволит расширить арсенал педагогических приемов и методов, которые могут использоваться в процессе обучения в университете.

В рамках технологии смешанного обучения мы видим необходимость в широком использовании новых форматов обучения, в том числе и «перевернутого урока». Такой формат позволяет студентам знакомиться с новым материалом в удобное время самостоятельно онлайн и приходить на очную встречу по расписанию с «коллегами по цеху» уже с новым багажом знаний, делиться и обсуждать, формировать собственную точку зрения, аргументированно отстаивать свою позицию и, таким образом, формировать свое профессиональное мировоззрение. Технология «перевернутый урока» дает прекрасную возможность студентам учиться коммуникации, дискуссии, развивать социальные и прочие навыки.

Продемонстрированные коллективом студентов и преподавателей в столь сложный период навыки сотрудничества, положительный настрой, а также готовность к преобразованиям потребуются от нас и в дальнейшем. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Теперь наша задача, чтобы новые форматы обучения стали для нас привычной практикой. Мы уверены, что у нас есть, что предложить друг другу, университету, нашему сообществу.

Мы открыты для сотрудничества и ждем новых идей и действий, чтобы вместе сделать наш вуз лучше, а процесс обучения эффективнее и увлекательнее.

 

врио ректора Мининского университета
Поделиться

Другие новости по теме

Студенты Мининского университета приняли участие в межвузовской студенческой онлайн-дискуссии на английском языке 'Global Challenges of the Modern World', в рамках которой запланирована серия мероприятий
25 ноября студенты 3 курса Мининского университета совместно со студентами Высшей школы лингвистики, педагогики и психологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова в формате круглого стола обсудили глобальные пробл