Светлана Цыплакова: «Главное — найти своего учителя!»

Светлана Цыплакова: «Главное — найти своего учителя!»
Светлана Цыплакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Мининского университета, о научной деятельности студентов и их самоопределении и своем профессиональном пути.

Напомним, что за достижение значимых научных результатов в 2019 году молодые ученые Мининского университета награждены Почетными грамотами Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Мининского университета Светлана Цыплакова и кандидат философских наук, и.о. заведующего кафедрой философии и общественных наук Алексей Богомолов стали теми, кто получил эту награду.

Светлана Цыплакова является руководителем научно-исследовательской деятельности студентов и ответственной от факультета управления и социально-технических сервисов по научной деятельности. Светлана выступает организатором двух Всероссийских конкурсов: конкурса проектов учебных занятий, конкурса педагогических и учебно-профессиональных проектов. Мы узнали у Светланы подробности об организации конкурсов, как ей удается все успевать и какие ее дальнейшие планы.

Светлана, расскажите, когда у Вас появилась идея создать конкурсы проектов? 

Свои идеи я разработала в 2012 году. В России мало конкурсов и мероприятий, которые были бы посвящены непосредственно профессиональному образованию. У нас есть несколько региональных центров, которые занимаются исследованием проблем профессионального образования: это Мининский университет, Челябинский государственный педагогический университет, Российский государственный профессиональный педагогический университет. Мне захотелось организовать мероприятия, которые были бы направлены на развитие профессионального обучения. Сначала я посоветовалась с заведующим кафедрой, вынесла вопрос на рассмотрение на ученый совет факультета и администрации вуза. Нас поддержали, и мы стали проводить эти конкурсы.  У нас оказалось много участников из разных регионов страны. Сейчас конкурсы пользуются большой популярностью.

Для какой аудитории данные конкурсы?

Изначально мы делали конкурсы для студентов высших учебных заведений, но стали поступать заявки и от педагогов. В итоге ввели секции и для студентов СПО, и для педагогов всех уровней подготовки. Недавно от школьников поступили заявки, что они тоже хотят принять участие. Мы организовали секцию «Юный ученый» для школьников 9-11 классов по правоведению, экономике, финансам, менеджменту, сервису, строительству.

В конкурсах разные секции: «Юный ученый» – конкурс НИР, для студентов СПО – конкурс эссе и НИР по тем профилям, на которых они обучаются, для студентов вузов — это конкурс НИРС и разработка проектов учебных занятий, для педагогов – проекты учебных занятий.

«Конкурс проектов учебных занятий», «Конкурс педагогических и учебно-профессиональных проектов» отличаются, последний связан с педагогикой и отраслевой профессиональной деятельностью. 

Почему Вы выбрали именно профессиональное обучение? Почему выбрали эту сферу деятельности?

Первое высшее образование у меня как раз по направлению «Профессиональное обучение» (тогда еще ВГИПУ), после поступила в магистратуру и далее в аспирантуру по профилю «Теория и методика профессионального образования». Мне стало это интересно, хотя сначала хотела стать великим юристом. Мое второе высшее образование связано с юриспруденцией (окончила ННГУ им. Н.И. Лобачевского). В итоге я все-таки поняла, что люблю педагогику. Я люблю своих студентов, мне нравится им помогать в учебе и их самоопределении и профессиональной деятельности. Интересно, что студенты-первокурсники часто говорят мне, что не будут работать педагогами (а у нас интегрированное направление подготовки: они и педагоги, и специалисты в определенной отрасли профессионального образования), а в итоге многие уходят преподавать в колледжи, техникумы, остаются работать в высшем профессиональном образовании, многие выпускники работают в Мининском. Это греет душу, понимаешь, что все, что ты делаешь – это правильно.

Как помогаете студентам самоопределиться?

Во-первых, я считаю, что помогает личный пример и истории из моей жизни. Во-вторых, мы прививаем любовь к педагогике, науке и нашей профессиональной деятельности.

Я руковожу обществом научно-исследовательских работ студентов, а также сопровождаю студентов с 1 курса до 4 курса, так как являюсь руководителем образовательной программы. Студенты старших курсов уже воспитаны в русле научно-исследовательской деятельности. Они пишут статьи и участвуют в конкурсах.

С первокурсниками в рамках дисциплин «Стратегии личностно-профессионального развития» и «Учебно-профессиональное проектирование» мы разрабатываем учебные, учебно-профессиональные, социально-воспитательные проекты. Проекты отправляем на конкурс и большинство выигрывает. После самостоятельно хотят участвовать.

Сначала студенты боятся участвовать в профессиональных конкурсах, но, когда у них что-то получается, и они получают гранты, то мотивируются.

Под моим руководством наши студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Профессиональное обучение», заняли первое место во Всероссийской олимпиаде по методике профессионального обучения в Челябинске. 

Расскажите подробнее про международный конкурс «Учимся учить»? Какие методические разработки Вы представляли?

В прошлом году я стала победителем международного конкурса научно-методических разработок молодых преподавателей педагогических вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального педагогического образования государств-участников СНГ «Учимся учить». Координатором проведения конкурса выступил Московский педагогический государственный университет - базовая организация государств-участников СНГ по подготовке педагогических кадров.

Я решила принять участие как молодой ученый. Сделала методическую разработку про моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения для системы СПО и отправила на конкурс. Как победителя меня пригласили принять участие в конференции, которая прошла г. Алма-Ата (Казахстан). 

В этом году я тоже планирую принять участие. Будет проходить в Москве.

Где Вы находите мотивацию для себя?Что Вас вдохновляет?

Свое вдохновение я черпаю из общения со студентами. Иногда очень устаешь готовить документацию, разрабатывать проекты, а потом приходишь к студентам, заряжаешься их энергией, узнаешь, что им сейчас интересно. Они очень идейные, и это хорошо. Например, на факультете традиционно проводится фестиваль народов мира — это один из проектов, которые мы разрабатывали со студентами 3 курса 4 года назад для содействия. Он прижился, и мы вышли на уровень факультета. Мы привлекаем студенты всех факультетов, в прошлом году участвовали студенты и из других вузов города.

Какие Ваши дальнейшие планы?

В ближайших планах – организация студенческой олимпиады по профессиональному обучению, в России нет таких олимпиад. 

Мы всегда получаем поддержку со стороны руководства Мининского университета, без этого было бы сложно воплощать в жизнь свои проекты. Вуз ведет активную работу: в научно-исследовательских проектах студентов и преподавателей, поддерживает инициативы. 

Как выпускник Мининского университета, расскажите, как Вы нашли свой путь? Почему решили остаться в родном вузе?

У меня были очень хорошие учителя, которые вдохновили меня на то, чтобы я стала педагогом. Они замотивировали, заинтересовали. Мой первый преподаватель, который ввел меня в научно-исследовательскую деятельность – это Екатерина Седых. Тогда были мои первые победы в студенческой олимпиаде и конкурсах. Потом я встретила своего научного руководителя – Светлану Маркову. Мы продолжили исследовательскую деятельность, я получила кандидатскую степень. Не представляю свою жизнь без педагогики, профессионального обучения и родного Мининского.

Как добиться значимых результатов в науке? Как остаться в науке и найти свою тему?

Не бояться трудностей, идти к своей цели. На конференции в Казахстане мы как раз обсуждали, что студентам сложно найти хорошего научного руководителя. Если будет хороший научный руководитель, то у студента будет и тема, и перспективы исследования, ты будешь развиваться в нужном русле. Желаю всем найти своего учителя!

 

Поделиться

Другие новости по теме

В Мининском университете прошел научный семинар «Современные проблемы науки и образования. Научные исследования»
Целью семинара стало развитие навыков, необходимых для понимания тенденций развития науки и образования, а также перспективных направлений научных исследований в образовательной сфере
На ФУСТС проведен круглый стол «Проблемы внедрения бережливых технологий в производстве и образовании: барьеры и пути их преодоления»
10 декабря 2024 года кафедрой «Экономика предприятия» был организован круглый стол «Проблемы внедрения бережливых технологий в производстве и образовании: барьеры и пути их преодоления»