Студенты 5 курса профиля «Биология и Химия» Андрей Серый и Рамил Рагимов и студент 1 курса профиля "География и Биология" Дмитрий Кораблев приняли участие в организации и проведении образовательного интенсива профильной смены «Наука» в рамках деятельности Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «ВЕГА».
Профильная смена направления «Наука» проходила с 23 сентября по 6 октября на базе ДСООЦ «Лазурный» для школьников 5-10 классов.
Во время образовательной смены студенты Мининского университета провели цикл лекций на темы «Экологический мониторинг как система наблюдений за состоянием окружающей среды», «Методы экологического мониторинга», «Современный методы исследования в биологии», «Биотехнология пищевой и медицинской промышленности».
В рамках интенсива студенты организовали лабораторный практикум по актуальным для школьников вопросам: «Молодежь и окружающая среда», «Решение проблем отходов в Нижегородской области», «Микроэлементы красоты», «Космический мониторинг», «Актуальная биология: или то, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить».
Во время смены состоялись не только обучающие занятия, но и активная проектная деятельность школьников.
Под руководством студентов был организован интеллектуальный интернет-клуб «Дубовый долгоносик», разработана экологическая тропа «Следы животных», проведена серия мастер-классов по экологическому мониторингу.
Одним из ключевых элементов профильной смены стала обучающая деятельность по научно-исследовательскому проектированию школьников. Студенты Мининского университета в инновационном формате организовали практические занятия, в рамках которых научили школьников выбирать тему исследования, формулировать цели и задачи, выбирать объект и предмет исследования, помогли смоделировать все этапы научно-исследовательского проектирования.
В завершении смены студенты провели консультации со школьниками и помогли определиться с выбором научного направления для будущих исследований.
«При организации занятий мы сделали акцент на практико-ориентированный подход в обучении: немного теоретического материала и большая часть лабораторных практикумов и мастер-классов. В процессе обучения школьники начали проявлять интерес к более узким темам биологии, разрабатывали собственные проекты, научились их презентовать. Кроме того мы организовали экологические акции по посадке деревьев, сбору бытовых отходов, в которых школьники приняли активное участие. В рамках лабораторных работ мы проводили выращивание грибов и микроорганизмов, организовали работу по экологическому мониторингу качества окружающей среды. Смена прошла очень насыщенно, динамично и увлекательно, а мы приобрели бесценный опыт педагогической деятельности».
«До профильной смене в «Лазурном» у меня уже был опыт организации научных смен со школьниками. Впервые мы проводили профориентационную смену на нашей агробиостанции Мининского университета «Полевая школа выходного дня». Поэтому мне интересно работать со школьниками, и я с удовольствием принял участие в профильной смене «Наука». В результате работы по профильной образовательной программе, осуществляемой в рамках смены «Наука», мы получили очень полезный и интересный педагогический опыт. Была проведена проектная деятельность, которая очень понравилась детям. А лучшие проекты были реализованы на базе лагеря. У детей были сформированы компетенции в составлении плана проекта, его защите и визуализации своих мыслей. В завершении смены мы провели с ребятами консультации и даже стали научными руководителями некоторых школьников в научно-исследовательской деятельности. Поэтому мы договорились встретиться с ними в рамках работы научного общества учащихся «Эврика».
«На образовательной смене я впервые почувствовал себя настоящим педагогом. Это очень ответственно - составлять содержание дополнительных занятий для школьников. Необходимо не просто рассказать детям что-то новое, неизвестное, но и заинтересовать их, помочь определиться с направлением будущего исследования. Для этого я продумывал такие формы работы, чтобы школьники сразу самостоятельно находили проблему в исследовании. Это и лабораторные квесты, и научные баттлы, а также активная экскурсионная деятельность в природу. Это были несколько недель, когда я еще раз убедился, что сделал правильный выбор, поступил в Мининский университет и стану учителем. Это непередаваемые ощущения, когда ты видишь собственными глазами результаты своей деятельности в успехах ребят и их горящих интересом глаза».