Стратегия развития образования до 2036 года стала главной темой на Всероссийском педагогическом съезде в Москве

Стратегия развития образования до 2036 года стала главной темой на Всероссийском педагогическом съезде в Москве
19 августа в Национальном центре «Россия» проходит Всероссийский педагогический съезд. Мероприятие объединило порядка 1 300 педагогов из всех регионов страны, ученых Российской академии образования и Российской академии наук, депутатов Госдумы и сенаторов, представителей органов исполнительной власти и общественных организаций.

Участников поприветствовали заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, статс-секретарь – заместитель руководителя Росмолодежи Денис Аширов, Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых.

Дмитрий Чернышенко назвал событие историческим: это первый в XXI веке Всероссийский педагогический съезд. Ровно сто лет назад, в 1925 году, состоялся первый Всесоюзный съезд педагогов.

«Сегодня наша государственная образовательная система – одна из лучших в мире. Мы входим в топ-10 ведущих стран как по качеству общего образования, так и по объему научных исследований и разработок, занимаем лидирующие позиции в международных олимпиадах студентов и школьников. Это результат сохранения традиций советской научной школы и педагогики и решений, реализованных по поручению Президента Владимира Путина Правительством совместно с регионами за последнюю четверть века», – отметил вице-премьер.

Результаты национального проекта «Образование» стали основой для достижения национальных целей на 2030 и на плановый период до 2036 года в рамках новых нацпроектов, прежде всего «Молодежь и дети», «Семья», «Кадры» и нацпроектов технологического лидерства.

Дмитрий Чернышенко назвал подготовку Стратегии развития образования на период до 2036 года беспрецедентно масштабным процессом. Для работы над документом было создано 15 рабочих групп, всего почти 1 100 экспертов, включая педагогов, ученых, представителей работодателей и родителей. В целом группы провели свыше 430 встреч и разработали более 300 инициатив.

При подготовке Стратегии и плана мероприятий учитывалась обратная связь. Так, школа остается вторым по значимости институтом после семьи в формировании патриотических чувств граждан, индекс гордости за страну вырос в 2,6 раза с 2021 по 2024 год, а доля школьников, желающих уехать за границу, снизилась за три года с 23 до 7%. Положительная оценка системы общего образования выросла с 2016 по 2024 год вдвое. 97% респондентов считают, что молодежь в России имеет все возможности, чтобы реализовать свои способности.

На портале «Госуслуги» прошел опрос «Будущее образования в России», в котором приняли участие порядка 340 тыс. респондентов. Обсуждения Стратегии состоялись в каждом субъекте, был организован централизованный сбор предложений от регионов – в итоге их собрано более тысячи.

Ключевые аспекты изменения образовательной стратегии рассмотрели на стратсессиях у Председателя Правительства Михаила Мишустина, в Государственной Думе в рамках «правительственных часов» под председательством Вячеслава Володина, на площадке Совета Федерации под председательством Валентины Матвиенко. Всего от депутатов Госдумы и сенаторов поступило около 900 вопросов и предложений.

Вице-премьер отметил, что были сформулированы качественные вызовы, а также цель, миссия и ценности Стратегии. Их сопоставляли с основополагающими документами. Основные показатели эффективности Стратегии будут отражать верхнеуровневые изменения в образовании – как качественные, так и количественные.

«Сейчас стартует важнейший этап обсуждения Стратегии. В августе на педсоветах к дискуссии подключится вся страна, на Форуме классных руководителей подведем итоги. Работа над документом продолжится в течение этого года. А после утверждения Стратегии Указом Президента мы приступим к формированию плана ее реализации. Уверен, съезд станет площадкой для конструктивного диалога, смелых идей и конкретных решений, инициатив, которые укрепят лидерские позиции России в сфере образования», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.

В своем выступлении Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о достижениях, которых удалось добиться за последние годы. Благодаря национальному проекту «Образование» в 2019 году началась реализация масштабных инфраструктурных проектов, а образование вновь обрело системность. Вернулась централизация управления, разработаны и утверждены единые образовательные программы и федеральные рабочие программы, синхронизированные с ГИА. Воспитание снова стало неотъемлемой частью образования, начиная с детского сада.

В школах и колледжах введены должности советников директора по воспитанию. На смену нескольким десяткам учебников по каждому предмету приходят единые государственные учебники. Благодаря вниманию ко всем предметам, включая новые («Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд»), обеспечивается широкий кругозор школьников.

Еженедельно во всех школах страны проводятся занятия «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты». Все школы подключены к единой цифровой платформе ФГИС «Моя школа» и библиотеке проверенных электронных образовательных материалов.

«Принятые решения и их реализация позволили достичь за шесть лет значимых результатов. Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования, а доля отстающих школьников снизилась с 25 до 15%. Участие в предметных олимпиадах перестало быть чем-то элитарным. В 2025 году 8 миллионов учеников – на 2 миллиона человек больше, чем в 2019 году, – стали участниками всероссийской олимпиады школьников. В прошлом году 79% золотых медалей на международных предметных олимпиадах стали российскими. В 2019 году этот показатель составлял лишь 52%», – отметил Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения обозначил важность обсуждения ключевой темы Всероссийского педагогического съезда – обсуждения Стратегии развития образования.

В рамках реализации комплексной программы предстоит усилить единую систему воспитательной работы на всех уровнях образования, создать инструменты для обновления содержания образования, технологий и методов обучения. Они должны обеспечивать фундаментальность, гибкость и адаптивность ключевых образовательных программ на основе передовых научных достижений и с учетом изменяющихся запросов государства, общества и рынка труда. Также необходимо внедрить системный подход в организацию и проведение учебного и воспитательного процесса, развить инструменты международного гуманитарного сотрудничества и расширить форматы исторического просвещения.

Кроме того, ключевые задачи включают обеспечение раннего гармоничного развития способностей каждого ребенка через математический, естественно-научный, исследовательский, изобретательский, художественный, спортивный и музыкальный компоненты образовательных программ, подготовку высококвалифицированных кадров для экономики, гуманитарной и технологической сфер, решение других актуальных задач.

«Успех реализации Стратегии зависит от основного богатства российской системы образования – от педагогов. Их трудом достигаются все образовательные результаты, которыми страна гордится, они в тесном взаимодействии с семьями воспитывают патриотов России, достойных граждан страны, будущих профессионалов, которым предстоит обеспечивать наше лидерство в технических и гуманитарных сферах. Ни искусственный интеллект, никакие другие информационные технологии никогда не смогут заменить учителя. Потому что духовность, нравственность, культуру, ценностные установки для жизни человеку может привить только человек. Наша задача – окружить педагогов вниманием, обеспечить достойное вознаграждение и условия их благородного труда», – подчеркнул Сергей Кравцов.

В работе Всероссийского педагогического съезда также принял участие Министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков. Как отметил глава ведомства, комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в Стратегии развития образования, содержится в новой модели высшего образования.

«Все наши ключевые инструменты, которые мы создали в последние годы: масштабная программа поддержки вузов «Приоритет-2030», передовые инженерные школы, студенческие конструкторские бюро и многие другие – направлены на то, чтобы трансформировать систему высшего образования. Эту задачу мы сформулировали для себя еще несколько лет назад и последовательно, целеустремленно двигаемся к тому, чтобы получить другой результат, осторожно, эволюционно меняя существующую систему. Комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в Стратегии, – переход на новую модель высшего образования», – сказал Валерий Фальков.

Работу Всероссийского педагогического съезда продолжила панельная дискуссия «Голос школы, вуза и колледжа: образование глазами практиков».

Участники и гости мероприятия также посетили выставку достижений образования и экспозицию «Путешествие по России».

Напомним, приветствие участникам мероприятия направил Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Поделиться

Другие новости по теме

Стратегия развития образования до 2036 года стала главной темой на Всероссийском педагогическом съезде в Москве
19 августа в Национальном центре «Россия» проходит Всероссийский педагогический съезд. Мероприятие объединило порядка 1 300 педагогов из всех регионов страны, ученых Российской академии образования и Р
Владимир Путин приветствовал участников Всероссийского педагогического съезда
В Национальном центре «Россия» 19 августа начал работу Всероссийский педагогический съезд. Президент Российской Федерации Владимир Путин направил приветствие участникам мероприятия. В ходе церемонии