23 июля 2020 года под председательством заместителя министра науки и высшего образования Дмитрия Афанасьева состоялось заседание Совета Минобрнауки России, посвященное вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве.
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования:
«Начиная с 2017 года сеть ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) выработала методологические и практико-ориентированные подходы, способствующие формированию комплексной системы организации обучения и сопровождения лиц с инвалидностью в вузах. В связи с этим, число людей с инвалидностью, получающих высшее образование в российских университетах, растет. Помимо этого, в рамках проекта была создана региональная система многоуровневого сетевого взаимодействия по развитию инклюзивного образования, что позволило восполнить дефицит информационных, кадровых, финансовых и аппаратно-технических ресурсов и создать условия для приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью».
В заседании Совета от Мининского университета приняли участие:
- Елена Илалтдинова, врио ректора,
- Татьяна Краснопевцева, директор РУМЦ,
- Ирина Винокурова, заместитель директора РУМЦ,
- Дмитрий Ершов, врио проректора по административной деятельности,
- Андрей Брижинев, представитель команды разработчиков портала «Инклюзивное образование.рф»,
- Любовь Мухина, выпускница Мининского университета
На заседании Совета консолидированный отчет федеральной сети РУМЦ по сопровождению профориентации, образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью за период 2017-2019 гг. представила Денисова Ольга, директор РУМЦ Череповецкого государственного университета. Создание сети РУМЦ на базе университетов Российской Федерации, в которую в 2017 году вошел и Мининский университет, осуществлялось постепенно и последовательно. В настоящее время сеть РУМЦ РФ состоит из 21 РУМЦ, которые координируют деятельность в сфере инклюзивного высшего образования 494 вузов-партнеров. Для подготовки отчета использовались информационные и статистические материалы портала «Инклюзивное образование.рф», который является открытым интернет-ресурсом сети РУМЦ для обеспечения информационной и методической поддержки процессов инклюзивного высшего образования.
Ольга Денисова, директор РУМЦ Череповецкого государственного университета:
«В результате деятельности сети РУМЦ на уровне региональных систем инклюзивного высшего образования был достигнут ряд важных эффектов:
- апробированы региональные модели многоуровневого сетевого взаимодействия в сфере инклюзивного высшего образования с охватом вузов, школ, общественных организаций инвалидов, работодателей, служб занятости населения и др.;
- сформированы региональные общественные коммуникации в сфере инклюзивного высшего образования;
- повышен уровень кадровой и учебно-методической готовности вузов к реализации инклюзивного высшего образования;
- повышен уровень инфраструктурного, в том числе ресурсно-технологического, обеспечения региональных систем инклюзивного высшего образования».
Взгляд на обучение студентов с инвалидностью глазами самих студентов, а также роль университетов и сети РУМЦ в сопровождении обучения представила выпускница Мининского университета, куратор Научного центра МДИО «Лига включительных людей» Мухина Любовь:
«Думаю, что моя история – это история многих ребят с инвалидностью, обучающихся в университетах и имеющих огромное желание получить качественное образование с целью дальнейшего трудоустройства. Несмотря на инвалидность с детства 2 группы по зрению, мне удалось успешно закончить обучение в Мининском университете с красным дипломом. Проблемы были, но все они были решаемыми. На протяжении всего учебного времени педагоги университета были настроены положительно, помогали в освоении учебных модулей и прохождении практик, а атмосфера в группе была теплой и дружеской. Вовлечение в историю инклюзивного волонтерства дало мне возможность самореализации в творческой и научной деятельности. Это бесценный опыт, как и опыт сотрудничества «на равных». Разрешите поблагодарить сеть РУМЦ за их деятельность, а Министерству науки и высшего образования выразить глубокую благодарность за создание таких центров!»
В ходе заседания сеть РУМЦ представила результаты своей деятельности и по информационно-методическому сопровождению инклюзивного образования в условиях пандемии COVID-19. Спикером по освещению данного вопроса выступила Романенкова Дарья, начальник Челябинского государственного университета.
В заключении заседания Совета были затронуты вопросы, касающиеся новых задач проекта РУМЦ на период 2020-2024 гг., и поставлены перед РУМЦ основные стратегические задачи на предстоящие четыре года.
По итогам Совета сотрудники РУМЦ Мининского университета были включены в состав трех рабочих групп Совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве:
- Рабочей группы по созданию специальных условий и по оценке доступности образовательных организаций высшего образования для инвалидов, а также совершенствованию системы мониторинга доступности образовательных организаций высшего образования для инвалидов;
- Временной рабочей (экспертной) группы по профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся в образовательных организациях высшего образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и содействию в трудоустройстве инвалидов-выпускников основных образовательных программ высшего образования;
- Временной рабочей (экспертной) группы по адаптации учебно-методического обеспечения для лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования.
Первую группу было предложено возглавить врио ректора Мининского университета Елене Илалтдиновой.