Сеть отраслевых ресурсных учебно-методических центров, подведомственных Министерству просвещения РФ, провели 1 декабря 2021 Сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ) провели сетевое (отраслевое) мероприятие по вопросам развития инклюзивного высшего педагогического образования: Форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития».
С приветственным словом к участникам форума обратились представители Минпросвещения России, общественных организаций, а также руководители высших учебных заведений.
Балахонов Андрей Петрович, заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России.
Казакова Елена Ивановна, председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, директор Института педагогики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».
Сдобняков Виктор Владимирович, ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина».
Тарасов Сергей Валентинович, и.о. ректора ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Осокин Михаил Геннадьевич, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов.
Колосов Алексей Борисович, председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых.
Рубцов Виталий Владимирович, президент НКО «Ассоциация инклюзивных вузов», президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
В рамках основной части форума была организована презентация практик инклюзивного высшего педагогического образования и нетворкинг-сессия, направленная на обсуждение ключевых вопросов реализации инклюзивного высшего образования в педагогических вузах и вузах, ведущих подготовку специалистов психолого-педагогического профиля.
В ходе презентации практик инклюзивного высшего педагогического образования представители вузововского сообщества презентовали опыт в реализации профориентационной работы с потенциальными абитуриентами с инвалидностью, обучении, сопровождении, социализации, трудоустройстве студентов с инвалидностью, развитии инклюзивного волонтерского движения в педагогических университетах.
Симакова Оксана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (вуз-партнер РУМЦ Мининского университета) представила опыт профориентационной работы с потенциальными абитуриентами с инвалидностью и трудоустройства выпускников с инвалидностью вузов. «Студенческий инклюзивных волонтерский центр консультирования абитуриентов»
Казанкин Владимир Валерьевич, советник при ректорате ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» презентовал опыт работы студенческого инклюзивного волонтерского центра как ресурса консультирования абитуриентов.
Рыбакова Анна Владимировна, руководитель центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ им. Н.Г.Чернышевского рассказала об опыте применения платформы дистанционного обучения «Ipsilon Uni» в образовательном процессе и ее возможностях для студентов с особыми образовательными потребностями.
Мюллер Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, директор центра образования инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета рассмотрела тенденции влияния внедрения инклюзивного образования на организацию процесса обучения в вузе.
Беляева Ольга Леонидовна, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева представила учебно-методические разработки – практикумы «Русский жестовый язык и дактилология» и «Шрифт Брайля», которые выступают в качестве средства формирования профессиональных компетенций преподавателей в работе со студентами с нарушениями слуха, зрения.
Степанова Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Тульского государственного педагогического университета поделилась опытом организации образовательного процесса сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в вузе.
Омарова Патимат Омаровна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета специального (дефектологического) образования Дагестанского государственного педагогического университета представила практику развития профессиональных компетенций будущего педагога-дефектолога посредством организации и вовлечения в деятельность добровольческого корпуса "Волонтеры инклюзии".
Кудрявцев Владимир Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии НГПУ им.К.Минина рассказал о ресурсах волонтерства как акселератора культуры инклюзии в вузе.
Ключевыми направлениями для обсуждения в рамках нетворкинг-сессии стали вопросы: как заинтересовать педагогическими специальностями потенциальных абитуриентов с инвалидностью: мотивы выбора вуза и направления подготовки; как студент с инвалидностью меняет образовательную среду университета; как реализуется цифровое образование студентов с инвалидностью в эпоху пандемии?
В качестве спикеров и экспертов нетворкинг-сессии выступили представители вузов и руководители ресурсных-учебных методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Кантор Виталий Зорахович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
- Денисова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования, директор РУМЦ СЗФО ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
- Гутерман Лариса Александровна, кандидат биологических наук, доцент, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
- Борозинец Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
- Симакова Оксана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования, Пензенский государственный университет
- Осокин Михаил Геннадиевич, кандидат экономических наук, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов.
- Кабанова Марина Игоревна, заместитель начальника управления социальной работы ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г.Чернышевского».
- Рыбакова Анна Владимировна, руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г.Чернышевского»
- Бабич Елена Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, руководитель направления «Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью» РУМЦ МГППУ.
- Мозговой Михаил Владимирович, заместитель директора по методической работе Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет)»
В форуме приняло участие более 140 человек из числа представителей образовательных организаций высшего (педагогического) образования, подведомственных Министерству просвещения РФ, образовательных организаций высшего образования, ведущих подготовку специалистов психолого-педагогического профиля, представителей специальных (коррекционных) школ, общеобразовательных школ и учреждений СПО, реализующих инклюзивное образование, студентов с инвалидностью.
Участники форума отметили значимость всех направлений работы ресурсных центров, в том числе консалтинг вузов, разработку методических рекомендаций, развитие волонтерского движения, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в области инклюзивного образования, проведение конкурса студенческих работ «Профессиональное завтра» и др.