Сеть Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и людей с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ) организовали и провели серию семинаров и мастер-классов по вопросам использования современного специального учебного оборудования и использованию ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Сетевой семинар был организован 19 октября 2021 года. На мероприятии обсуждались вопросы обеспечение архитектурной доступности образовательной организации, оснащение рабочего места для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью различным специальным оборудованием, позволяющее частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. На семинаре также были рассмотрены виды, типы и возможности применения специального оборудования в вузе для организации образовательного процесса и сопровождения обучающихся с различными ограничениями здоровья.
Спикерами мероприятия выступили представители и партнеры отраслевых Ресурсных учебно-методических центров:
- Беляков Олег Васильевич, руководитель компании «РосДоступ»;
- Вощилова Нина Валентиновна, канд. психол. наук, доцент кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»;
- Васина Людмила Григорьевна, ведущий специалист РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
В мероприятии приняло участие 53 человека, в том числе 18 представителей из 12 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета.
Также 19 октября 2021 года прошел мастер-класс по вопросам использования ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении студентов с ОВЗ и инвалидностью (нарушение функции зрения).
В рамках мероприятия участники познакомились с современными ассистивными технологиями, которые используются при включении студентов с нарушением функции зрения в образовательное пространство вуза. В ходе мероприятия участники познакомились с различными программными средствами, обеспечивающими преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы и позволяющими им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.
Спикером мастер-класса выступил Захаров Виктор Витальевич, инженер реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия».
В мероприятии приняли участие 49 человек, в том числе 18 представителей из 12 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета.
21 октября 2021 года состоялся мастер-класс по вопросам использования ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении студентов с ОВЗ и инвалидностью (нарушение функции ОДА), спикером которого выступил партнер РУМЦ Мининского университета Беляков Олег Васильевич, руководитель компании «РосДоступ».
В ходе мероприятия были представлены образцы специального оборудования, предназначенного для сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также ассистивные технологии и варианты компьютерной техники, адаптированной для инвалидов данной категории. Участникам мероприятия была предоставлена возможность не только наглядного знакомства с различными видами и типами специального оборудования и ассистивных технологий, но и возможность протестировать представленные образцы на практике.
В мероприятии приняло участие 42 человека, в том числе 10 представителей из 7 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета.
Также 21 октября 2021 года прошел вебинар «Ассистивные ресурсы и возможности их использования для обеспечения инклюзивного высшего образования для студентов с инвалидностью».
Вебинар был посвящен одной из актуальных проблем современной системы образования в Российской Федерации - получение качественного высшего образования лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Участники вебинара обсудили практические методы организации образовательного процесса в вузе с применением ассистивных технологий, основные принципы применения, размещения устройств с учетом их доступности для обучающихся различных нозологий. Спикеры из разных вузов страны поделились своими наработками и опытом организации обучения и создании доступной среды для лиц с инвалидностью.
Спикерами мероприятия выступили представители и партнеры Ресурсных учебно-методических центров:
- Соколов Владимир Вячеславович, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушениями зрения ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»;
- Иванова Ольга Васильевна, учитель биологии, учитель - сурдопедагог высшей категории, ГКОУ СКОШИ 30 им. К.А. Микаэльяна, переводчик русского жестового языка;
- Богинская Юлия Валериевна, д-р пед. наук, доцент, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».
В мероприятии приняло участие 31 человек , в том числе 9 представителей из 7 вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета.
В серии обучающих семинаров и мастер-классов активное участие принимали представители общественных организаций инвалидов из числа партнеров отраслевых РУМЦ, в том числе партнеры РУМЦ Мининского университета: Буланов Андрей Сергеевич, председатель Нижегородской региональной общественной организации культурно, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур», Куполова Светлана Николаевна, заместитель председателя Нижегородской региональной общественной организации культурно, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур», Рощина Марина Анатольевна, заместитель директора Частного учреждения «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата», которые поделились опытом использования специального оборудования и ассистивных технологий для лиц с инвалидностью, а также актуализировали необходимость наличия таких средств в образовательных организациях.