«В девяностые годы была утрачена и взаимосвязь, и единая логика исторического процесса и учебных программ. У нас функционировали десятки учебников, в которых излагались исторические факты и оценки давались прямо противоположные. Разобраться в этом было практически невозможно. Конечно, мы всегда за то, чтобы были разные, альтернативные точки зрения, это очевидно. Но какие-то базовые, фактологические вещи должны же излагаться. Это было утрачено», – заявил Владимир Путин.
Он поблагодарил участников встречи за организацию работы по школьным учебникам с пятого класса, в колледжах, техникумах. Президент назвал эту работу «чрезвычайно важной для сохранения национальной памяти и преемственности поколений».
«Теперь очень важно, конечно, определиться с так называемой обратной связью. Я просил бы Сергея Сергеевича эту работу постоянно проводить. Эта обратная связь от самих школьников, от самих студентов, от преподавателей, которые пользуются этой учебной литературой, и от родителей, безусловно. Это чрезвычайно важно, чтобы понимать, как люди относятся, те, на кого рассчитана ваша работа, к тому, что сделано. А если нужно, вы сочтете возможным, коррективы какие-то вносить – это вам виднее», – добавил Президент.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов обратил внимание, что перекосы, когда было 54 учебника истории, устранены.
«Во всех школах реализована единая программа по истории, разработана ведущими специалистами. На историю Великой Отечественной войны – 30 процентов времени, отдельные уроки по Сталинградской битве, Брестской крепости, блокаде Ленинграда», – уточнил глава Минпросвещения.
По его словам, учителя позитивно отнеслись к учебнику, потому что в нем есть правдивый исторический материал, ссылки в том числе на сайты музеев и рекомендованные фильмы.
Сергей Кравцов также подчеркнул, что треть материалов 10-го класса отведена изучению Великой Отечественной войны, а в учебнике 11-го класса особый раздел посвятили специальной военной операции. Министр анонсировал включение в него уникальной операции по освобождению Курской области.
Помощник Президента Владимир Мединский также обратил внимание, что учебники стали не только современными по форме: «Они взаимодействуют с огромным количеством электронного массива, который мы специально под эти учебники создали и развиваем. То есть учебник – это окно в мир знаний по истории. И дальше ты попадаешь на сайты, музеи, ресурсы, архивы, фильмы, даже сериалы, лекции сквозь учебник».
«Мы расставляем все правильные здесь, в данном случае, исторические оценки, избавляясь от вынужденной идеологизации, которая порождала у детей ложное представление о том, что было на самом деле. Ну и показываем непрерывность и преемственность нашей истории», – добавил помощник Президента.
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов указал на результаты ЕГЭ прошлого и нынешнего года, которые показывают, что те, кто занимался по новым учебникам, очень хорошо готовятся к экзамену и хорошо его сдают. Он также предложил в перспективе предусмотреть для поступающих на гуманитарные, социально-экономические специальности ЕГЭ по истории.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, в свою очередь, обратил внимание, что в новом учебнике сильны разделы других континентов. Школьники знакомятся с историей стран Азии, Китая, Индии, Африки и Латинской Америки. По его словам, все периоды увязаны ролью России в мировой истории.
Мнением о значимости проделанных шагов и внедрении новых учебников истории в школах страны поделился доцент Мининского университета, кандидат исторических наук Петр Чуприков:
«Педагогическое сообщество, профессиональные историки, просветители, политологи, родители и другие участники образовательного процесса неоднократно говорили о том, что неустойчивость исторических оценок, идеологизация, откровенное искажение исторических фактов могут порождать у детей ложное представление о ходе нашей истории.
Введение единого подхода к преподаванию истории – от дошколят до старшеклассников – положительно повлияет на сохранение национальной памяти и преемственности поколений.
При этом, необходимо помнить об осторожности – в науке важны альтернативные точки зрения на исторические процессы. Вместе с тем, они не исключают возрождения единого подхода к учебникам, последовательного и системного изложения основных фактов родной истории.
Здесь требуется, также, позаботиться о сборе отзывов, комментариев и предложений от тех, кто использует учебную литературу. Наш вуз, преподаватели и студенты, готовы активно участвовать в этом процессе.
В связи с формированием целостной государственной идейно-образовательной платформы логичным является предложение предусмотреть для всех поступающих на гуманитарные и социально-экономические специальности сдачу ЕГЭ по истории. Как говорил Цицерон «История – учительница жизни» (historia magistra vitae), и каждому образованному человеку следует на должном уровне знать, как минимум, основы истории собственной страны».