14 ноября состоялся семинар-практикум на тему «Технологии эффективного профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью», в котором приняли участие 58 школьников из корректицонных школ (школы-интерната № 65, школы-интерната для глухих детей, школы-интерната № 2, Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей), педагоги специальных (коррекционных) школ для обучающихся с нарушениями зрения и нарушениями слуха, научно-педагогические работники вузов города.
Мероприятие, посвященное профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью, организовано Ресурсным учебно-методическим центром по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью (РУМЦ) Мининского университета в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования.
Ведущими мероприятия выступили:
- Ольхина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии НГПУ им.К.Минина;
- Карпушкина Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии НГПУ им.К.Минина.
Деловая программа семинара-практикума, включала в себя обсуждение основного вопроса - Проблема формирования профессионального самоопределения старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью. В данном вопросе проанализированы актуальные проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, представлены основные классификации профессий, детализированы этапы профессионального самоопределения, рассмотрены особенности профессионального самоопределения школьника с ОВЗ и инвалидностью. Материал проиллюстрирован яркими примерами выдающихся художников, политиков, спортсменов, имеющих нарушения зрения и слуха.
Практическая часть семинара была представлена игротехническим моделированием «Открытое письмо», участникам и гостям была предложена работа с технологическими картами сопровождения профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Весь семинар сопровождался визуальным рядом, позволяющим лучше воспринимать обсуждаемые вопросы и наглядно представлять социально-ориентированный подход к рассматриваемой теме. Кроме этого для активного включения в работу детей с нарушениями слуха был приглашен сурдопереводчик, помогающий выстроить адекватное коммуникативное пространство ведущих и участников, для детей с нарушениями зрения использовались ассистивные технологии сопровождения.
По итогам рефлексии были определены положительные эффекты семинара-практикума. Участники отметили высокий уровень организации семинара, новизну и его практическую значимость, высокую степень потребности в методической поддержке со стороны специалистов РУМЦ, которая будет оказана, в том числе за счет организации вебинаров, курсов повышения квалификации.