17 сентября 2019 года на площадке Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова РУМЦ Мининского университета организовал мероприятие по вопросам трудоустройства выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью «Субъектные позиции системы содействия трудуостройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью: точки роста».
Мероприятие состоялось в формате проектной сессии, участниками которой выступили сотрудники университетов Ульяновской области, курирующих вопросы трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, педагоги университетов, представители административно-управленческого аппарата системы образования, общественных организаций, специалистами центров занятости населения, работодателями и обучающимися и выпускниками вузов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В мероприятии приняли участие 58 человек из 8 организаций, в том числе 6 представителей из учреждений СПО, школ и лицеев.
Участниками мероприятия стало 52 представителя, в том числе 9 студентов с ОВЗ и инвалидностью, из 3 вузов-партнёров РУМЦ Мининского университета:
- Ульяновского государственного технического университета
- Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова
- Ульяновского государственного университета.
Предметом обсуждения стали вопросы оптимизации процесса трудоустройства выпускников вуза из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Участники мероприятия обсудили актуальные проблемы и перспективы трудоустройства выпускников вузов в Ульяновской области. Среди основных проблем были обозначены следующие:
- низкая конкурентоспособность инвалидов и лиц с ОВЗ среди других специалистов на рынке труда;
- отсутствие рабочих мест, адаптированных для данной категории граждан, необходимых условий труда, транспортной доступности;
- отсутствие вакансий, доступных для лиц с ОВЗ и инвалидностью, соответствующих образованию по выбранной профессии;
- недостаточное количество удаленных рабочих мест;
- отсутствие привлекательных льгот и мер стимулирования работодателей;
- отсутствие материальной поддержки работающим инвалидам;
- не достаточно высокий уровень образования у данной социальной категории граждан.
Спикером мероприятия стал В.А.Кудрявцев, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета, который представил к рассмотрению примеры карьерных маршрутов лиц с ОВЗ и инвалидностью, варианты их трудоустройств и обращений в центры содействия трудоустройству. Особо была подчеркнута роль преподавателя вуза в качестве наставника-ментора, который создает оптимальные условия для формирования устойчивых профессиональных намерений и устремлений, акцентируя внимание на конкурентных преимуществах личности как профессионала в той или иной области.
Участники мероприятия отметили идеологию «особых возможностей», «особых мнений», «особых навыков», «особого опыта» вместо традиционных «особых условий» и «особых потребностей», а также важность популяризации позитивных ресурсов и потенциальных возможностей разных нозологических групп. Остро встал вопрос открытых диалогов всех субъектов.
Работа в микрогруппах помогла установить необходимость и возможность поиска различных путей, форм и средств деловой, творческой, досуговой и прочих форм коммуникации обучающихся с разным уровнем психофизического здоровья и возможностей жизнедеятельности.
Выслушав мнения всех заинтересованных сторон, участникам дискуссионной площадки удалось сгенерировать проектные предложения по оптимизации межведомственного и межсекторного взаимодействия, представить экспертную позицию роли руководителя образовательных программ высшего образования в содействии трудоустройству выпускников, в том числе и из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Проведенное мероприятие способствовало созданию условий для открытого диалога субъектов инклюзивного образовательного и социокультурного пространства вуза, направленного на выработку проектных решений по оптимизации процесса трудоустройства выпускников вуза из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью. Также была определена необходимость внесения изменений в региональную программу сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве путем включения в нее совместных мероприятий, направленных на содействие трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью.