26-29 октября 2024 года в Москве состоялся Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». В течение четырёх дней эксперты, специалисты и представители сети ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья презентовали стенд Минобрнауки России «Инклюзивное образование». За это время эксперты Сети провели более 50 профориентационных мероприятий. Стенд посетили более 400 человек - школьники, родители и представителей профессионального сообщества.
Представители РУМЦ Мининского университета в период работы Национального чемпионата провели профориентационное консультирование с использованием ресурсов Портала инклюзивного высшего образования как ресурса по информационному и методическому сопровождению субъектов инклюзивного образования и помогли посетителям Чемпионата выявить область профессиональных склонностей и определиться с вектором будущей сферы профессиональной деятельности.
В рамках Чемпионата «Абилимпикс» директор РУМЦ Мининского университета Татьяна Краснопевцева совместно с директором РУМЦ Южного Федерального университета Ларисой Гутерман выступила модератором двух дискуссионных площадок: круглого стола «Профессиональные конкурсы современной России как система профессиональной реализации студентов с инвалидностью в высшем образовании» и открытой дискуссии «Инклюзивная трансформация высшего образования: роль Ассоциации инклюзивных вузов» с участием представителей Министерства науки и высшего образования Российской федерации, Министерства просвещения Российской федерации, руководителей РУМЦ ВО, специалистов вузов, молодежных организаций, организаторов конкурсов и стартапов.
27 октября состоялась открытая дискуссия «Инклюзивная трансформация высшего образования: роль Ассоциации инклюзивных вузов». Организаторы дискуссии - университеты, являющиеся членами Ассоциации инклюзивных вузов.
Вопросами для обсуждения стали:
- тенденции трансформации современного высшего образования;
- инклюзия – часть экосистемы современного вуза;
- методологические основы инклюзивной трансформации;
- основные направления инклюзивной трансформации высшего образования;
- роль ассоциации инклюзивных вузов в создании новой модели университета в XXI веке в соответствии с новыми направлениями трансформации образования.
Президент Ассоциации инклюзивных вузов Виталий Рубцов отметил тесное сотрудничество Ассоциации с сетью РУМЦ ВО. Он подчеркнул, что без комплексного подхода к подготовке кадров трудно ожидать значимых изменений в высшем образовании.
«Главная задача – создание образовательных центров, которые будут помогать специалистам готовиться к работе со сложными категориями детей», - отметил президент ассоциации инклюзивных вузов.
Директор РУМЦ Северо-Западного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе Череповецкого государственного университета Ольга Денисова обратила внимание на важность адаптации мероприятий для студентов с инвалидностью.
Доктор социологических наук, директор РУМЦ Новосибирского государственного технического университета Людмила Осьмук акцентировала внимание на задачах в научной сфере.
«Исследований в области инклюзии мало, и мы сталкиваемся с однотипными диссертациями и статьями. Но инклюзивная ассоциация вузов уже решает проблему и расширяет предметное поле», - поделилась директор РУМЦ НГТУ.
Участники дискуссии пришли к выводу, что инклюзивная культура – это жизненная необходимость.
«Именно с высшего образования начинается культура в обществе. Вузы формируют маяки, которые задают направление всему остальному. Инклюзивная ассоциация вузов делает важную работу, так что объединение специалистов поможет всему миру», - выразила общее мнение директор общественного объединения «Союз Всероссийских и ведущих организаций инвалидов АбиАрт» Наталья Крель.
28 октября состоялся круглый стол «Профессиональные конкурсы современной России как система профессиональной реализации студентов с инвалидностью в высшем образовании».
С приветственным словом выступила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.
«Мы постоянно находимся в развитии. На Х Национальном чемпионате «Абилимпикс» объединились студенты, преподаватели, работодатели. Мы начинаем привлекать все больше коллег, потому что понимаем, что профессия, которую получают наши ребята, должна быть превращена в трудовую деятельность, где также нужны мы, навигаторы и наставники. Благодаря им обучение ребят во многом происходит лучше. На сегодняшний день в вузах России обучается порядка 35 тысяч студентов из четырех миллионов от общего числа лиц с инвалидностью и ОВЗ. Вместе мы сможем сделать систему высшего образования доступной», - отметила замминистра.
Участники круглого стола обсудили возможности раскрытия потенциала студентов с инвалидностью через участие в конкурсах профессионального мастерства.
Вопросами для обсуждения стали:
- профессиональные конкурсы в современной России;
- как перейти от проектов к реальным стартапам. Формирование пулов партнеров для решения данной задачи;
- профессиональное завтра: пути развития конкурса;
- перспективы профессиональной ориентации победителей и призеров конкурса Абилимпикс из числа студентов высших образовательных организаций;
- перспективы и доступность участия студентов с инвалидностью в профессиональных конкурсах: «Твой ход», «Арт-Мастерерс», «IT-Планета», «Я профессионал» и других;
«Перейти от проекта к реальному стартапу возможно в случае, когда у нас есть большая воронка на входе, где мы создаем возможность поработать большому количеству студентов с участием наставника, и продолжительная деятельность в рамках курса «Обучение служением». Вместе эти условия могут давать эффективные результаты», - сообщил проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности ВятГУ Константин Бажин.
В завершение события эксперты определили существующие трудности в развитии потенциала студентов с ОВЗ в рамках конкурсов профессионального мастерства и обозначили пути их решения.