В столице Чеченской республики городе Грозном прошёл первый всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка». Его участниками стали свыше 1200 человек, в том числе и специалисты Мининского университета.
В рамках круглых столов, панельных дискуссий и семинаров эксперты и ведущие специалисты в сфере инклюзивного образования обсудили лучшие практики, позволяющие включить детей с особыми потребностями в образовательный процесс.
Деловая программа форума была организована по ключевым трекам: «Управление», «Практика», «Наука». Опыт Мининского университета по развитию инклюзивного образования представляла директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (РУМЦ Мининского университета) Татьяна Краснопевцева.
В рамках круглого стола «Инклюзивная школа: дизайн инклюзивного обучения в педагогическом образовании» она выступила с докладом на тему: «Инклюзивная образовательная среда в вузе: необходимые условия и организационные решения», в ходе которого поделилась опытом Мининского университета по разработке и реализации универсального дизайна образовательной среды вуза.
В треке «Наука» круглого стола «Практическая наука. Сеть лабораторий/центров для проведения научно-экспертной оценки социальных практик, в том числе образовательных, для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ: сопровождение и тиражирования практик» Татьяна Краснопевцева представила опыт участия нашего РУМЦ во всероссийском конкурсе практик инклюзивного высшего образования.
В треке «Управление» в ходе презентации лучших практик «Инклюзивное волонтёрство как ресурс развития инклюзивного образования» Татьяна Крснопевцева поделилась с участниками форума принципами функционирования воспитательной системы Мининского университета, в которой инклюзивное волонтёрство является частью экосистемы вуза. Она подчеркнула, что инклюзивное волонтёрство основано на деятельностном подходе, предполагающем создание условий для возникновения и поддержки студенческих инициатив в сфере инклюзии. Студенческие объединения – основной элемент студенческого самоуправления, внутри которого происходит инициативная деятельность, создающая основу воспитания и формирования инклюзивной культуры.
«Эксперты рассматривали как сильные стороны российской школы в вопросах развития инклюзии, так и честно определяли болевые точки системы образования при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это были дискуссии, презентации лучшего российского и международного опыта, семинары и лекции, мастер-классы с возможностью применить полученные теоретические знания», – рассказала директор РУМЦ Мининского университета.
Представленные на форуме доклады легли в основу ключевых результатов для создания открытого манифеста, который определит задачи в части развития инклюзивного образования и инклюзивной школы, их методик и стандартов.
Ещё одна встреча экспертов в области инклюзивного образования состоялась в Москве – дискуссионная площадка «Практики создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования».
Участники обсудили вопросы формирования инклюзивной среды в вузах и что нужно сделать, чтобы образовательные учреждения стали более доступными для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Вопросам создания специальных условий для обучения студентов было посвящено выступление Татьяны Федоровны, представившей опыт команды РУМЦ Мининского университета по созданию необходимых условий для повышения доступности высшего образования.