РУМЦ Мининского университета завершил обучение по программе подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в университете», организованной в период с 5 по 15 ноября для студентов вузов-партнеров «закрепленной территории».
Участниками программы стало 75 студентов из 33 вузов 7 субъектов РФ: Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Саратовской областей, Республики Мордовия и Пермского края.
Целевым ориентиром программы подготовки волонтеров «Инклюзивное образование в университете» стало развитие у будущих волонтеров из числа студентов вузов-партнеров инклюзивной культуры и компетенций, необходимых для взаимодействия с людьми с инвалидностью и их сопровождения, организации добровольческого движения в сфере инклюзии в вузе.
Обучение по программе подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в вузе» было направлено на создание условий для:
- формирования знаний теоретических и нормативно-правовых основ инклюзивного волонтерства,
- осознания слушателями ценностей инклюзии и этики взаимодействия с людьми с инвалидностью,
- овладения способами взаимодействия с людьми с инвалидностью, их сопровождения в зависимости от особенностей и потребностей,
- развития проектных и лидерских компетенций волонтеров,
- развития инклюзивного добровольческого движения в вузах регионов Российской Федерации,
- расширения ресурсов организации добровольческой деятельности,
- создания межвузовской сети инклюзивных волонтерских объединений
Обучение по программе проходило в очно-заочном формате с использованием дистанционных образовательных технологий и предполагало изучение 2-х взаимосвязанных модулей:
Модуль 1. Инклюзивное волонтерство как форма социальной активности молодежи.
Модуль 2. Практика взаимодействия в инклюзивном волонтерстве.
Татьяна Краснопевцева, директор РУМЦ Мининского университета:
«Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это основополагающие позиции для становления успешного волонтера, на которых базируется программа подготовки волонтеров».
Очный этап обучения по программе был организован в формате трехдневной проектной сессии и направлен на формирование компетенций, необходимых волонтеру для осуществления сопровождения лиц с инвалидностью и самостоятельной добровольческой деятельности. Особенностью реализации очного этапа программы обучения стало проведение занятий в режиме интеграции учебных, внеучебных, воспитательных и досугово-рекреационных мероприятий.
Ирина Винокурова, заместитель директора РУМЦ Мининского университета:
«Обучение по программе способствовало овладению не только теоретическими знаниями и практическими навыками, творческому развитию и расширению деловых компетенций и др., но и формированию умений работать в инклюзивных командах и принимать согласованные решения».
Программой было предусмотрено несколько тренинговых циклов, реализуемых в условиях сенсорной или двигательной дефицитарности, а так же в состоянии «физического соподчинения/созависимости».
Знаменательным событием очного этапа обучения стал визит представителей региональной общественной организации НРООИ «Инватур», занимающейся культурной, социально-трудовой реабилитацией инвалидов-опорников и колясочников:
- Буланова Андрея Сергеевича, председателя НРООИ «Инватур»,
- Куполовой Светланы Николаевны, заместителя председателя НРООИ «Инватур».
С целью наибольшего погружения будущих волонтеров в культуру инклюзии гости приняли участие в обучающей экспертной сессии и дискуссионной площадке, организованными в рамках системы мероприятий программы обучения, стали менторами проектных решений будущих волонтеров.
Спикеры и обучающиеся отметили глубокий интерес участников и особую значимость программы подготовки волонетров в развитии системы наставничества, инклюзивного волонтерства и добровольчества как массового социального феномена.
С.Н. Каштанова, спикер программы, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Мининского университета:
«Реализация данной программы позволила вспомнить и актуализировать проблему наставничества для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Идея наставничества реализована не только для вновь прибывших ребят, но и для ребят, которые обучались в прошлом году и выполняют сегодня роль наставников, проводя тренинги, обучающие семинары. Они стали связующим звеном в «Лиге включительных людей» - добровольном студенческом объединении, созданном в прошлом году».
В.А. Кудрявцев, к.п.н., доцент, спикер программы, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета:
«Ребята, которые стали участниками программы – абсолютно «включительные» люди. Решая серьезные вопросы или творческие задания, я каждый раз видел «включенность», о которой хочется говорить, которую хочется транслировать. Хочется отметить целеполагание ребят. Они приехали, чтобы взять, увести с собой и делать. Это очень радует. Эту программу мы проводим под эгидой «Эпоха включительных событий» и я верю, что это мероприятие действительно для каждого участника стало важным событием».
Самойлова Анастасия, участница программы из Тольяттинского государственного университета, поделилась своими впечатлениями о программе:
«Важной составляющей программы стали элементы личностного роста, командообразования и творческого развития. При обучении был предусмотрен большой блок практической деятельности, направленный на понимание типических особенностей различных категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью, формирование толерантного сознания, коммуникативного взаимодействия, компетенций со-тюторства».
Захарчев Виктор, участник программы из Ульяновского государственного технического университета:
«Участие в программе позволило мне реально погрузиться в культуру инклюзии, в реализацию инклюзивной волонтерской деятельности».