РУМЦ Мининского университета обучил навыкам инклюзивного волонтерства более 70 студентов вузов-партнеров «закрепленной территории»

РУМЦ Мининского университета завершил обучение по  программе подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в университете», организованной  в период с 5 по 15 ноября для студентов вузов-партнеров «закрепленной территории».

Участниками программы стало 75 студентов из 33 вузов 7 субъектов РФ: Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ульяновской и Саратовской областей, Республики Мордовия и Пермского края.

Целевым ориентиром программы подготовки волонтеров «Инклюзивное образование в университете» стало развитие у будущих волонтеров из числа студентов вузов-партнеров инклюзивной культуры и компетенций, необходимых для взаимодействия с людьми с инвалидностью и их сопровождения, организации добровольческого движения в сфере инклюзии в вузе.

Обучение по программе подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в вузе» было направлено на создание условий для:

  • формирования знаний теоретических и нормативно-правовых основ инклюзивного волонтерства, 
  • осознания слушателями ценностей инклюзии и этики взаимодействия с людьми с инвалидностью, 
  • овладения способами взаимодействия с людьми с инвалидностью, их сопровождения в зависимости от особенностей и потребностей, 
  • развития проектных и лидерских компетенций волонтеров, 
  • развития инклюзивного добровольческого движения в вузах регионов Российской Федерации, 
  • расширения ресурсов организации добровольческой деятельности, 
  • создания межвузовской сети инклюзивных волонтерских объединений

Обучение по программе проходило в очно-заочном формате с использованием дистанционных образовательных технологий и предполагало изучение 2-х взаимосвязанных модулей:

Модуль 1. Инклюзивное волонтерство как форма социальной активности молодежи.

Модуль 2. Практика взаимодействия в инклюзивном волонтерстве. 

Татьяна Краснопевцева, директор РУМЦ Мининского университета:

«Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это основополагающие позиции для становления успешного волонтера, на которых базируется программа подготовки волонтеров».

Очный этап обучения по программе был организован в формате трехдневной проектной сессии и направлен на формирование компетенций, необходимых волонтеру для осуществления сопровождения лиц с инвалидностью и самостоятельной добровольческой деятельности. Особенностью реализации очного этапа программы обучения  стало проведение занятий в режиме интеграции учебных, внеучебных, воспитательных и досугово-рекреационных мероприятий. 

Ирина Винокурова, заместитель директора РУМЦ Мининского университета:

«Обучение по программе способствовало овладению не только теоретическими знаниями и практическими навыками, творческому развитию и расширению деловых компетенций и др., но и формированию умений работать в инклюзивных командах и принимать согласованные решения». 

Программой было предусмотрено несколько тренинговых циклов, реализуемых в условиях сенсорной или двигательной дефицитарности, а так же в состоянии «физического соподчинения/созависимости». 

Знаменательным событием очного этапа обучения стал визит представителей региональной общественной организации НРООИ «Инватур», занимающейся культурной, социально-трудовой реабилитацией инвалидов-опорников и колясочников: 

  • Буланова Андрея Сергеевича, председателя НРООИ «Инватур», 
  • Куполовой Светланы Николаевны, заместителя председателя НРООИ «Инватур». 

С целью наибольшего погружения будущих волонтеров в культуру инклюзии гости приняли участие в обучающей экспертной сессии и дискуссионной площадке, организованными в рамках системы мероприятий программы обучения, стали менторами проектных решений будущих волонтеров. 

Спикеры и обучающиеся отметили глубокий интерес участников и особую значимость программы подготовки волонетров в развитии системы наставничества, инклюзивного волонтерства и добровольчества как массового социального феномена.

С.Н. Каштанова, спикер программы, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Мининского университета:

 «Реализация данной программы позволила вспомнить и актуализировать проблему наставничества для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Идея наставничества реализована не только для вновь прибывших ребят, но и для ребят, которые обучались в прошлом году и выполняют сегодня роль наставников, проводя тренинги, обучающие семинары. Они стали связующим звеном в «Лиге включительных людей» - добровольном студенческом объединении, созданном в прошлом году».

В.А. Кудрявцев, к.п.н., доцент, спикер программы, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета: 

«Ребята, которые стали участниками программы – абсолютно «включительные» люди. Решая серьезные вопросы или творческие задания, я каждый раз видел «включенность», о которой хочется говорить, которую хочется транслировать. Хочется отметить целеполагание ребят. Они приехали, чтобы взять, увести с собой и делать. Это очень радует. Эту программу мы проводим под эгидой «Эпоха включительных событий» и я верю, что это мероприятие действительно для каждого участника стало важным событием».

Самойлова Анастасия, участница программы из Тольяттинского государственного университета, поделилась своими впечатлениями о программе:

«Важной составляющей программы стали элементы личностного роста, командообразования и творческого развития. При обучении был предусмотрен большой блок практической деятельности, направленный на понимание типических особенностей различных категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью, формирование толерантного сознания, коммуникативного взаимодействия, компетенций со-тюторства». 

Захарчев Виктор, участник программы из Ульяновского государственного технического университета:

«Участие в программе позволило мне реально погрузиться в культуру инклюзии, в реализацию инклюзивной волонтерской деятельности».

 

Поделиться