Мероприятие состоялось 13 декабря в Международном информагентстве «Россия сегодня», в котором также участвовали:
— заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Ирина МАНУЙЛОВА;
— ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий РУБЦОВ;
— заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки Татьяна КУПРИЯНОВА;
— проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий МАРГОЛИС.
В комплексном проекте по модернизации педагогического образования в России в 2014–2017 гг., проходившем в два этапа, было задействовано 65 университетов, сообщила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Ирина Мануйлова. В результате реализации проекта средний проходной показатель в вузы, готовящие учителей, превысил 70 баллов. Очень заметно поднялся вступительный балл для граждан, поступающих по целевому набору. Состав учащихся педвузов пополнили в 2017 году 195 абитуриентов-стобалльников. В то время как еще год назад их было 16. Ирина Мануйлова подчеркнула, что готовность педагога работать в новых условиях по современным стандартам являлась важнейшей целью данного приоритетного для ведомства проекта. В соответствии с этой задачей Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС 3++) сфокусирован на компетенциях, которыми должны обладать выпускники педагогических специальностей профильных университетов.
«В рамках проекта создано 20 примерных образовательных программ. Впереди еще более серьезная задача – разработать порядка 80», – рассказала Ирина Мануйлова.
Ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Александр Федоров рассказал о части проекта, связанной с модернизацией целевого обучения и контрактным трудоустройством.
«Мы предложили ликвидировать существующую систему целевого приема. В девяти регионах, включая Алтай, Ульяновскую и Новосибирскую области, нам это сделать удалось», – сказал он. Комплексный экзамен готовности к педагогической деятельности позволил вузам-инноваторам «перейти к заключению целевых контрактов с лучшими студентами-второкурсниками».
Предлагаемая модель направлена, по его словам, на формирование региональной педагогической элиты. Он поделился, что не является сторонником эгалитаризма. «Я не верю, что все педагоги равны между собой в своих материальных запросах и профессиональных возможностях», – пояснил Александр Федоров. В его понимании для того, чтобы педагог преодолел свои педагогические дефициты, прежде всего «в нем должен проснуться педагогический аппетит».
Ректор МГППУ Виталий Рубцов заявил, что Национальная система учительского роста, создаваемая с декабря 2015 года по предложению президента России Владимира Путина, должна дать учителю веер программ повышения квалификации. При этом важно основательно продумать «систему применения этих материалов», учитывая творческий характер профессии «учитель». Человек с исполнительскими способностями не должен иметь отношения к школе, убежден эксперт. Задача учителя – сохранить у ребенка мотивацию к знаниям. Участники эксперимента решали ее не в профессорских аудиториях, а в реальной школьной практике.
«Благодаря проекту по модернизации педагогического образования нам удалось его сохранить. Это самое главное. Вузы стали субъектами, заинтересованными в том, чтобы правильно учить и готовить педагогов», – подчеркнул он.
Смотрите запись круглого стола здесь: