9 ноября в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялась Всероссийская конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей». Участниками конференции стали 350 человек из 73 субъектов Российской Федерации: представители Общероссийского Профсоюза образования, Рособрнадзора, руководители региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации, ректоры вузов, директора школ и педагоги. В мероприятии приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева.

Ректор Мининского университета Александр Федоров принял участие в работе конференции в качестве модератора круглого стола «Первичная аттестация: перспективы внедрения «профессионального экзамена» и выступил на пленарном заседании с докладом на тему «Вход в профессию: сопровождение и независимая оценка педагогических кадров»

В ходе конференции были обсуждены следующие вопросы:

  • Новая модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста.
  • ЕФОМ в качестве механизмов определения уровня сформированности профессиональных компетенций.
  • Участие общественно-профессиональных объединений (ассоциаций) в оценке уровня квалификаций.
  • Перспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.

В работе конференции отмечалось, что окончательный вариант модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения.

В своем выступлении Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева сообщила:

Мы очень хотим утвердить и создать с вашей помощью такую модель аттестации наших педагогов, которая станет настоящим стимулом профессионального роста, позволит учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте. Мы планируем, что доработанная окончательная версия модели аттестации пройдёт обязательно широкое общественное обсуждение и в окончательном варианте будет утверждена в 2020 году. Что мы выявили на данном этапе апробации? Проблему с оценкой учёта мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съёмки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъёмку. Мы пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно.

О. Ю. Васильева напомнила, что национальная система учительского роста состоит из взаимосвязанных элементов: аттестация, повышение квалификации, педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, повышение престижа профессии, что получило своё развитие в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Министр акцентировала внимание, что один из федеральных проектов нацпроекта «Образование» – «Учитель будущего» – направлен на внедрение  национальной системы учительского роста, системной модели поддержки учителей, которая предусматривает работу по непрерывному развитию профессионального мастерства педагогов, обновлению содержания программ повышения их квалификации и введению усовершенствованной модели аттестации. Она отметила, что аттестация должна отражать качество работы педагога, его профессионализм и быть для учителя максимально простой и понятной, позволяющей определять дальнейшие траектории профессионального развития.

Также Министр высказала своё мнение о том, что у педагогов должен быть «экзамен на вхождение в профессию, как у медиков». Она информировала, что Минпросвещения планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где педагоги смогут пройти независимую аттестацию ещё до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их.

В выступлении на тему «Вход в профессию: сопровождение и независимая оценка педагогических кадров» Александр Федоров  рассказал об основных этапах сопровождения и независимой оценки педагогических кадров, выделяя коммуникативные и предметные, психолого-педагогические, методические, профессиональные компетенции. Также ректор поделился успешным опытом проведения в Мининском университете  комплексного экзамена готовности (КЭГ) к получению будущей профессии, останавливаясь подробнее на его составляющих. Такой комплексный экзамен подразумевает комплексное испытание, призванное оценить степень соответствия мотивационной, практической и теоретической подготовленности аттестуемого к получению профильного педагогического образования. Испытание будущих педагогов предполагает  экзамен по педагогике и психологии с прохождением теста в ЭИОС Мининского университета, представление портфолио и защиту проекта в устной форме.  Также ректор рассказал про апробацию единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) в Нижегородской области, а также представил проект Мининского университета — модель целевого обучения и контрактного трудоустройства. Напомним, что 14 октября 2016 года ректор Мининского университета принял участие в совещании членов Правительства РФ под руководством Д.А.Медведева о повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма, на котором, совместно с Министром просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильевой, представил отчет о текущей ситуации с разработкой и запуском новой программы целевой подготовки для педагогов.

 

Поделиться