13 декабря в Совете Федерации состоялся «круглый стол», посвященный состоянию и перспективам развития педагогического образования в Российской Федерации. Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс. Ректор Мининского университета Александр Федоров выступил с докладом, представив разработанную НГПУ им. К. Минина и поддержанную ранее на совещании Правительства РФ модель целевого обучения и контрактного трудоустройства. Модель нацелена на то, чтобы содействовать формированию перспективной потребности в педагогических кадрах и отбору в профессию мотивированных к педагогическому труду абитуриентов, совершенствовать систему организации повышения квалификации учителей.
Александр Федоров представил результаты апробации модели, обсуждавшиеся на всероссийском семинаре 13 октября. Модель была успешно апробирована в 18 вузах Российской Федерации, где Комплексный экзамен готовности к педагогической деятельности позволил вузам-инноваторам перейти к заключению целевых контрактов с лучшими студентами-второкурсниками. В то же время во всех 12 пилотных регионах была выявлена слабая связь между вузом, отвечающим за подготовку педагогов, и региональным органом управления образования. Решение этой проблемы стало одним из предложений, внесенных ректором Мининского университета.
В ходе круголого стола сенатор В. Кресс подчеркнул, что повышение качества педагогического образования, престижа профессии учителя — одно из ключевых направлений развития системы образования в стране. Это одно из приоритетных направлений деятельности Мининского университета за последние два года, получившее название "Новая философия учительства", в рамках которого был снят цикл фильмов "День учителя", издан художественный альбом "Философия учительства" и др.
Виктор Кресс напомнил, что в 2014 г. был запущен комплексный проект по модернизации педагогического образования в РФ на период до 2017 г. Он отметил, что развитие системы профессиональной подготовки учителей должно отвечать вызовам времени, учитывать мнение профессионального и экспертного сообщества. Напомним, что Мининский университет являлся участником проекта, о чем отчитался на прошедшем 7 декабря Третьем публичном отчете.
Среди существующих проблем Виктор Кресс назвал, в частности, отсутствие системного анализа трудностей, с которыми сталкиваются учителя, бюрократизацию труда преподавателя, разрыв между содержанием образовательных программ подготовки будущих педагогов и требованиями к компетенциям выпускников, предъявляемым работодателем.
Участники «круглого стола» подчеркнули важность вопросов, касающихся профессиональной ориентации, совершенствования механизмов целевого приема на обучение в вузы по направлениям педагогического образования, создания условий, способствующих закреплению в профессии молодых учителей, кадровой поддержки сельских школ и др.
В заседании приняли участие члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Дмитрий Василенко, Валерий Марков, член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин, заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова, вице-президент Российской академии образования Владимир Лаптев, ректоры вузов, представители исполнительных органов власти регионов, преподаватели.
По итогам работы «круглого стола» приняты за основу рекомендации, реализация которых найдет отражение в деятельности палат Федерального Собрания РФ. Многие рекомендации комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре отражают внесенные в том числе Мининским университетом предложения, например:
3.4. ... установление возможности для педагогических работников образовательных организаций получения высшего образования по программам магистратуры в каникулярный период.
3.5. Определить и направить в субъекты Российской Федерации критерии для подготовки предложений о корректировке контрольных цифр приема, в том числе прогнозирования потребности в педагогических кадрах.
3.6. Оказывать органам государственной власти субъектов Российской Федерации всестороннюю помощь по формированию перспективной потребности в педагогических кадрах и отбору в профессию мотивированных к педагогическому труду абитуриентов.
3.9. Изучить опыт Нижегородской области по созданию модели целевой подготовки и контрактного трудоустройства педагогов, содействовать его распространению в других субъектах Российской Федерации.
3.10. Содействовать распространению успешных практик по созданию региональных социально-педагогических кластеров.
3.11. Продолжить работу по внедрению механизмов постдипломного сопровождения выпускников педагогических специальностей.