В современном российском обществе глубоко укоренилось мнение о том, что обучение в отечественных вузах не всегда отвечает реалиям современного мира, а вся система высшего образования давно требует перемен. Одни говорят о возврате к “советской” модели, другие — о внедрении лучших мировых инноваций.
Справедливости ради, обвинения в неактуальности знаний регулярно выдвигаются в отношении высших учебных заведений всех стран, даже в отношении Оксфорда и Гарварда. Человечество еще никогда не жило в столь быстро меняющемся мире. Люди сегодня успевают за жизнь сменить 5-6 профессий, а программа подготовки по новым специальностям становится неактуальной еще до того, как состоится первый выпуск.
В сложившейся ситуации перед высшими учебными заведениями стоит две основные задачи: с одной стороны, дать как обширную базу, так и узкие навыки по выбранной специальности; с другой — воспитать выпускника так, чтобы он мог самостоятельно, быстро и качественно изучить любую новую тему, не боялся бы новых технологий и повышал свою квалификацию в течение всей жизни.
Работа с информацией в условиях ее изобилия требует изменения не только в содержании учебных программ, но и другого подхода к методике преподавания.
Междисциплинарность
Сегодня кажется, что разделение науки на различные предметные области — единственно возможная форма познания мира. Что математика, словесность, естественные науки и т.д. существовали всегда. Но это не так, и сегодня изучение любой темы лишь с точки зрения одной науки уже стало признаком ограниченности и предвзятости.
Как в мировой, так и в отечественной практике профессионального высшего образования начинает доминировать междисциплинарный подход, когда любое явление исследуется с точки зрения разных дисциплин. Например, какое-либо социальное явление — в его экономическом аспекте, а также с точки зрения истории, психологии, политологии.
По утверждению сторонников междисциплинарного подхода, он отличается большей глубиной и цельностью.
Введение системы двойного диплома отчасти отражает курс на междисциплинарность, и хотя пока участие в таких программах — скорее привилегия, отдельные элементы междисциплинарного подхода начинают практиковаться в различных специальностях все чаще.
Свобода в познании
Свобода в формировании собственной образовательной траектории — еще один мировой тренд, который только начинает приживаться в отечественной системе высшего образования, но может получить активное развитие в ближайшее время.
Строгие нормативы по количеству прослушанных часов постепенно заменяются рекомендациями к освоению программы. Степень погружения в ту или иную тему может варьироваться от научных интересов, особенно на старших курсах/ в магистратуре. Это делает обучение более интересным и развивает важные soft skills студентов.
Активные методы обучения
Педагоги за кафедрой, начитывающие в огромных аудиториях-амфитеатрах лекции под диктовку целому потоку, сегодня воспринимаются, как динозавры. Фактическую информацию можно легко найти в интернете, а вот обсудить, выделить главное, применить на практике — гораздо эффективнее под присмотром опытного эксперта.
Современные модели образования предполагают, что обучающиеся играют не пассивную, а активную роль на занятиях, а лекции постепенно вытесняются дискуссионной практикой, защитой командных проектов, семинарами с решением кейсов.
Такой подход требует деления студентов на небольшие группы, а также максимальную вовлеченность обеих сторон. Виртуозное владение современными методиками преподавания становится для педагога чуть ли не важнее предметных знаний.
Диджитализация и смешанное образование
Сегодняшние абитуриенты буквально выросли с гаджетами в руках — не использовать этот навык на благо их обучения было бы нерационально. Тем более, что технологии дополненной реальности, 3D и т.п. способны сделать процесс познания намного более эффективным, особенно в части изучения теоретической базы.
Занятия онлайн позволяют не прерываться даже в случаях эпидемий и существенно оптимизируют образовательный процесс. Речь о том, чтобы полностью заменить “живые” встречи в аудиториях на дистанционные полностью не идет, но смешанные формы обучения становятся все более популярны.
Глобальная перспектива
В современном мире практически невозможно создать качественный продукт или новую технологию без международного сотрудничества, поэтому сегодня на рынке труда наиболее ценятся выпускники со знанием иностранных языков и пониманием особенностей иных менталитетов, даже если их специальность напрямую не связана с межкультурным взаимодействием.
Образовательные программы двойных дипломов, взаимодействие университетов с другими вузами мира, которые не прекратились даже после политических событий 2022 года, говорят о том, что глобализацию в области высшего образования остановить уже невозможно.
С другой стороны, планируемый переход от Болонского процесса к формированию новой национальной образовательной модели затронет международное взаимодействие вузов в первую очередь.
Высшее профессиональное образование в РФ: перспективы развития
В 2003 году Россия вошла в число 47 стран Болонского соглашения — то есть начала изменять свою систему высшего образования в сторону схожести с системами других стран. В период до 2010 года в стране, где исторически было принято выдавать дипломы с квалификацией “специалист”, начали активно готовить бакалавров и магистров — такая квалификационная система была принята в Европе. Высшее образование в России законодательно разделилось на три уровня: первый — бакалавриат, второй — специалитет / магистратура, третий — получение высшей квалификации (аспирантура, интернатура и т.п.)
Это было сделано во благо академической мобильности студентов и преподавателей и облегчения практики взаимного признания дипломов.
Уже в момент внедрения этот шаг получил противоречивые оценки как специалистов образования и работодателей, так и студентов и их родителей.
Весной 2022 года Россия заявила о своем выходе из Болонского процесса. Реформа, которая должна последовать за этим шагом, требует широкого общественного обсуждения, экспертной оценки, новых законодательных решений.
4 принципа национальной образовательной системы
27 июня 2022 года в Госдуме состоялись парламентские слушания с участием руководства и преподавателей ведущих вузов страны, представители крупных компаний-работодателей, депутатов, специалистов в сфере образования.
Участники высказали различные мнения о реструктуризации отечественной системы.
Руководитель министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подчеркнул, что новая национальная образовательная система должна исходить:
Из интересов и целей нашей страны, в противном случае речь идет о, как выразился министр, интеллектуальном донорстве.
Министр подчеркнул, что университетам важно развивать открытость к сотрудничеству — как между собой, так и с другими заинтересованными организациями.
Поддержка фундаментальных знаний должна остаться приоритетом российской образовательной модели.
Отдельное внимание министр уделил вопросу гибкости образования — это именно то, что делает знания выпускников востребованными в любое время.