Психолог о подготовке к 1 сентября

Психолог о подготовке к 1 сентября
Как настроить первоклассника на учебу и снизить стресс

Начало учебного года, особенно для первоклассников, – это не только праздник с бантами и букетами, но и период серьезного стресса и адаптации. Новый режим, коллектив, правила и ответственность могут стать испытанием для ребенка и всей семьи. Почему так важно психологически настраивать ребенка на учебу? Об это знает Елена Маннанова, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Мининского университета:

«Поступление в школу – это кризисный период в жизни ребенка, известный как «кризис 7 лет». Меняется социальная роль: из дошкольника он превращается в ученика, у которого появляются обязанности и ожидания со стороны общества», – отмечает эксперт-психолог.

Правильная психологическая подготовка помогает:

  • Снизить тревожность и стресс. Неизвестность пугает. Когда ребенок представляет, что его ждет, его страх перед новым уменьшается.
  • Сформировать позитивное отношение к школе. Если школа преподносится как что-то интересное и увлекательное, а не как «взрослая суровая обязанность», у ребенка возникает внутренняя мотивация к учебе.
  • Облегчить процесс адаптации. Психологически подготовленный ребенок быстрее привыкает к новому режиму, учителю и коллективу, ему проще соблюдать правила.
  • Предотвратить негативные реакции. Неподготовленность может вылиться в протесты, нежелание идти в школу, капризы и даже психосоматические заболевания (боли в животе, головные боли).

Как лучше всего это делать? Главные правила адаптации.

  1. Говорите о школе позитивно, но без прикрас. Рассказывайте о своем положительном школьном опыте, о том, как вы познакомились с друзьями, узнавали новое. Но не рисуйте идеальную картинку. Объясните, что в школе бывают и сложные задания, и что иногда нужно приложить усилия. Это подготовит его к реальности.
  2. Создайте чувство предвкушения. Совместный поход за школьными принадлежностями, выбор красивого рюкзака, пенала, формы – все это создает приятное ожидание праздника.
  3. Сосредоточьтесь на социальной адаптации. Для первоклассника часто важнее не умение читать, а умение знакомиться, делиться, просить помощи и решать мелкие конфликты. Настраивайте его на то, что в классе он найдет новых друзей.
  4. Режим дня – основа стабильности. За 2-3 недели до сентября начинайте постепенно сдвигать режим ребенка к школьному: раньше ложиться и раньше вставать. Это значительно снизит нагрузку на нервную систему в первую учебную неделю.
  5. Экскурсия к школе. Если есть возможность, прогуляйтесь по территории школы, покажите, где находится его вход, понаблюдайте за детьми на перемене. Это сделает место знакомым и менее пугающим.

Что необходимо проговорить с первоклассником?

  • Распорядок дня: «Сначала будут уроки, потом перемена, где ты сможешь поиграть, потом снова урок».
  • Правила безопасности: «Нельзя уходить с территории школы без мамы/папы/того, кто тебя встречает. Если что-то случилось, нужно обратиться к учительнице».
  • Ключевого взрослого: «Твой главный помощник в школе – это учительница. Если ты хочешь в туалет, у тебя что-то болит, тебя кто-то обидел, или ты что-то не понял – сразу подойди к ней и скажи».
  • Базовые потребности: «Не бойся просить помощи. Все дети сначала учатся и многое не знают. Ты всегда можешь спросить у меня или у учительницы».

Можно ли подготовить ребенка через игры? Какие есть упражнения?

Конечно! Игра – это основной язык ребенка. Через нее он познает мир и отрабатывает навыки.

Игра в школу. Самая эффективная игра. Пусть ребенок побудет и в роли ученика, и в роли учителя (для вас или своих игрушек). Это моделирует ситуацию урока, поднятия руки, выполнения заданий. Вы сможете мягко показать, как нужно себя вести.

Игры на развитие произвольности. Умение сидеть, слушать и концентрироваться – ключевое для школы.

«Море волнуется раз…» – учит замирать и контролировать тело.

«Съедобное-несъедобное» – тренирует внимание и быстроту реакции.

Любые настольные игры с правилами (ходилки, лото, детское домино) – учат дожидаться своего хода, проигрывать и выигрывать.

Игры на коммуникацию. «Давай познакомимся»: потренируйтесь дома, как можно подойти к новому ребенку и предложить игру («Привет, меня зовут..., хочешь поиграть в мяч?»). Проигрывание конфликтных ситуаций с игрушками: «Как поделить один карандаш на двоих?», «Что делать, если тебя не принимают в игру?».

Что поможет снизить стресс?

  • Ваше спокойствие. Дети считывают тревогу родителей. Если вы уверены, что все будет хорошо, эта уверенность передастся и ребенку.
  • Щадящий режим в первые месяцы. Откажитесь от дополнительных кружков в сентябре-октябре. У ребенка и так колоссальная нагрузка.
  • Активное слушание и поддержка. После школы не засыпайте ребенка вопросами об оценках. Спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «С кем ты играл на перемене?», «Что тебя рассмешило?». Дайте ему понять, что вы на его стороне.
  • Правильный настрой на ошибки. Объясните, что ошибаться – это нормально и даже полезно. На ошибках учатся. Это снизит страх перед неудачей.


«Главное, что нужно помнить родителям: ваша любовь, терпение и поддержка – это самый надежный фундамент, на котором ребенок построит свое успешное и счастливое школьное будущее», – уверена психолог Елена Маннанова.

Поделиться