Программа двойного диплома: что это и как поступить

Программа двойного диплома: что это и как поступить
Несмотря на то, что события 2022 года повлияли на международные договоренности между вузами разных стран, и сегодня реально учиться в двух университетах одновременно — и в конце обучения получить дипломы обоих. 

Как стать таким студентом, какие преимущества это дает, какие есть “подводные камни” и сложности? 

Что такое двойной диплом

Вариант обучения по образовательным программам двух партнерских вузов (чаще всего — отечественного и иностранного), в результате которого студент получает более объемные знания и навыки, а также свидетельства об окончании обоих учебных заведений, принято называть двойным дипломом.

Этот вид высшего образования стал активно развиваться в России после подключения нашей страны к Болонской системе двухуровневого (бакалавриат + магистратура) модульного образования. Но даже сейчас, когда Россия объявила о выходе из Болонского процесса, программы двойного диплома продолжают развиваться. Особенно с теми странами, где Болонская декларация никогда не доминировала над национальными принципами развития высшего образования.

Преимущества и недостатки двойного диплома 

Получить двойной диплом считается престижным в силу многих факторов:

  • экономия времени: студент не тратит дополнительные 4-5 лет на получение второго образования;
  • двойной диплом дает более широкие возможности трудоустройства, в том числе за рубежом. 
  • помимо специальных знаний, студенты серьезно улучшают уровень владения иностранным языком;
  • международные знакомства и связи. Даже если студент планирует после окончания вуза работать в России, это положительно влияет на его профессиональное развитие и карьеру.

В то же время, программы двойного диплома подходят далеко не всем:

  • учиться сложно, поскольку двойные программы подразумевают  двойную учебную нагрузку. Из недостатков, который наиболее часто отмечают выпускники — минимум свободного времени.
  • это дорого: программы двойного диплома чаще всего платные, их стоимость зависит от курса валют и зачастую выше российских. Обучение за счет бюджета или стипендий возможно, но на это могут претендовать только лучшие студенты. Впрочем, даже в этом случае добавляются бытовые расходы.

Виды обучения по обмену 

Получить два диплома можно и не выезжая из России.

Академический обмен студентами может быть не только внешним (когда у вуза заключено соглашение с иностранным партнером, а студент часть времени обучения проводит, живя в другой стране), но и внутренним — когда студент получает образование по смежной специальности другого отечественного вуза или на смежном факультете того же самого вуза (например, юриспруденция + экономика или лингвистика + связи с общественностью).

Процесс обучения может быть организован как последовательно (сначала студент учиться несколько семестров в одном вузе, потом — в другом) или параллельно. 

Программа двойного диплома бакалавриата: зачем это нужно вузам?

Несмотря на то, что учебную нагрузку двойного диплома могут выдержать далеко не все студенты, отечественные вузы стараются активно развивать программы двойного диплома.

Это положительно отражается на международной репутации и поддерживает имидж вуза, поскольку свидетельствует, что уровень образования в нем соответствует международным стандартам. Это предполагает гарантию внедрения передовых педагогических методик, новых технологий, — своего рода “знак качества”.

Вузы и факультеты с программами двойного диплома

Международная ситуация 2022 года наложила отпечаток на развитие внешних программ двойного диплома. Так, Лондонский университет приостановил сотрудничество с НИУ ВШЭ, а Редингский университет — с МГИМО. Больше всего затронуты совместные программы, связанные с политологией, международным бизнесом, мировой экономикой. Студенты пока продолжают обучаться, но российские вузы больше не могут быть посредниками в администрировании процесса — помогать с получением виз и т.п. 

Но некоторым отечественным учебным заведениям удалось сохранить все договоренности с зарубежными партнерами и в их программах двойного диплома существенных изменений не произошло. 

Ниже мы приводим список программ двойного диплома по различным специальностям, но обращаем ваше внимание на то, что актуальные детали необходимо уточнять в каждом конкретном учебном заведении.  

Программы двойного диплома в сфере IT

  • МФТИ и Политехническая школа (Париж, Франция) — информатика 
  • МГТУ им. Баумана и Рейнско-Вестфальский университет (Аахен, Германия) — математика, информатика и естественные науки 
  • НИТУ МИСИС и Университет ХАМК (Финляндия) — автоматизация технологических процессов и производств; информатика и вычислительная техника. 
  • МИРЭА – РТУ и Высшая инженерная школа (Лион, Франция), Миланский технический университет (Италия) — компьютерная наука; электроника и информатика. 
  • МИРЭА – РТУ и НИУ ВШЭ Вестфальский университет им. Вильгельма (Мюнстер, Германия) — бизнес-информатика. 
  • МАИ и Технический университет Мюнхена (Германия)  — математика, информатика. 
  • ТГУ (Томск) Голдсмитс и Университет Лондона (Великобритания), Политехническая школа (Париж, Франция) — интеллектуальный анализ больших данных; междисциплинарная программа по физике, математике и информатике. 
  • ТПУ (Томск) и Технический университет (Мюнхен, Германия), Орлеанский университет (Франция) — сети ЭВМ и телекоммуникации; информационные системы в управлении. 
  • НГУ (Новосибирск) и Высшая школа передовых технологий Пари Тех (Франция), а также Высшая школа Телеком (Франция) — информационные технологии.

Программы двойного диплома для техников и инженеров 

  • МГТУ им. Баумана и Рейнско-Вестфальский университет (Ахена, Германия), Высший технический университет Лиссабона (Португалия) и Высшая школа электротехники (Франция) — машиностроение, электротехника и информационная техника. 
  • МФТИ и Эколь Полетеник (Франция) — математика, физика, механика и информатика. 
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Российско-Германский инженерный факультет Ильменау (Германия), Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия) — инженерная информатика; электротехника и информационная техника; техническая физика, электроэнергетика.
  • СПбПУ «Политех» и Университет прикладных наук Вильдау (Германия), Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия) и Брандербургский Технический Университет (Германия) — индустриальный менеджмент; энергетические технологии, тепловые электрические станции; электроэнергетика. 
  • НГУ (Новосибирск) и Высшая школа Пон ПариТех (Франция), Высшая школа Эколь де Мин ПариТех (Франция) и Высшая школа передовых технологий ПариТех (Франция) — естественные науки; информационные технологии.

Программы двойного диплома для экономистов 

  • НИУ ВШЭ  и Университет Джорджа Мейсона (США), Университет Эразмус (Нидерланды), Университет Люксембурга, Университет Гумбольдта (Германия), Консорциум Парижских университетов (Франция) — экономика 
  • СПбГЭУ и Университет Сапиенца (Рим, Италия) — экономика
  • ПГНИУ и  Manchester Metropolitan University (Великобритания), Kedge Business School (Франция) — экономика
  • СЗИУ РАНХиГС и Университет Ниццы Софии Антиполис (Франция) — экономика
  • РУДН и Университет Ниццы Софии Антиполис (Франция) — экономика
  • МГИМО и Henley Business School (Великобритания) — экономика
  • ВГУЭС и Даляньский океанологический университет (Китай) — экономика
  • ТюмГУ и Университет Лотарингии (Франция), а также Университет г. Страсбург (Франция) и Университет Нордланд (Норвегия) — экономика

Программы двойного диплома для лингвистов и филологов 

  • БашГУ и Университет Сержи Понтуаз (Франция), а также Ляонинский университет (Китай) — лингвистика; филология; зарубежное регионоведение. 
  • РУДН и Manchester Metropolitan University (Великобритания) — лингвистика; филология; зарубежное регионоведение.
  • НГУ (Новосибирск) и Высшая школа Эколь де Мин ПариТех (Франция), а также Университет Париж-Запад-Нантерр (Франция) — лингвистика, филология, зарубежное регионоведение. 
  • РГГУ и некоторые вузы Германии, Польши, Франции и Италии — лингвистика; филология; зарубежное регионоведение.
  • АГУ и Панъевропейский университет «Апейрон» (Босния и Герцеговина) — лингвистика; филология; зарубежное регионоведение.
  • НИУ ВШЭ и Университет Кёнхи (Корея, Китая, Япония) — лингвистика; филология; зарубежное регионоведение.
  • ЧелГУ и Арнемская бизнес-школа (Нидерланды) — лингвистика; филология; зарубежное регионоведение.

Программы двойного диплома для естествоведов и биологов 

  • МГУ им. Ломоносова и Пекинский политехнический университет в Шеньчжэне (Китай) — нанобиотехнология; фундаментальная и системная экология. 
  • РНИМУ им. Пирогова и Миланский университет (Италия) — медико-биология.
  • МИРЭА – РТУ и Высшая инженерная школа (Лион, Франция), Миланский технический университет (Италия) — фундаментальная биология, биоинженерия.
  • СПбГУ и Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия) — физика. 
  • НГУ (Новосибирск) и Высшая школа Эколь де Мин ПариТех (Франция) — естественные науки. 
  • ТГУ (Томск) и  Университет Маастрихата (Нидерланды) — физические методы и информационные технологии в биомедицине.
  • КФУ (Казань) и Магдебургский университет им. Отто фон Герике (Германия), Университет г. Уэльба (Испания) и Болонский университет (Италия) — институт экологии и природопользования.

Программы двойного диплома для студентов химических специальностей 

  • МИРЭА – РТУ и Высшая инженерная школа (Лион, Франция), Миланский технический университет (Италия) — науки о материалах; химия; материалы и инженерная химия. РГУ нефти и газа им. Губкина и ТУ Фрайбергской горной академии (Германия), Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауэзова (Казахстан)  — международный менеджмент ресурсов и экология; технология переработки нефти.
  • ТГУ (Томск) и Карагандинский государственный университет имени академика Букетова (Казахстан) — химия. 
  • ТПУ и  Университет Гренобль-Альпы (Гренобль, Франция) — производство изделий из наноструктурных материалов;
  • СПбГУ и Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия) — физика
  • НГУ (Новосибирск) и Высшая школа промышленной физики и химии ПариТех (Франция), Высшая школа Эколь де Мин ПариТех (Франция) — естественные науки. КНИТУ КАИ им. Туполева (Казань) и Магдебургский университет им. Отто фон Герике (Германия) — химические и энергетические технологи
  • КФУ (Казань) и Страсбургский университет (Франция)  — хемоинформатика и химическое моделирование.

Как стать иностранным студентом программы двойного диплома

Для того, чтобы стать студентом двух вузов сразу, кроме желания и усердия нужны:

  • Подтверждение уровня владения иностранным языком, достаточного для обучения за рубежом.
  • Виза, документы, подтверждающие успеваемость, медсправка, CV, рекомендательное письмо от преподавателя и мотивационное — от студента. 
  • Банковский счет в валюте с суммой, достаточной для оплаты минимум одного семестра.

Сколько стоит обучение по программе двойного диплома

За редким исключением обучение в иностранном университете — платное. Размер зависит от вуза, но обычно это минимум 1 500 евро за семестр. Общежитие, учебники, питание, проезд оплачиваются отдельно. 

При этом студенты, отправляющиеся учиться по обмену, в период пребывания за границей не платят за обучение в альма-матер. 

Программы двойного диплома в Мининском университете

Мининский университет давно ведет активную международную деятельность и сотрудничает с 30+ иностранными вузами, участвуя в образовательных выставках и форумах и организуя академический обмен студентов по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии со всеми мировыми стандартами. 

В 2020 году состоялся первый выпуск по программам двойного бакалавриата Мининского университета совместно с Аньхойским педагогическим университетом (профиль "Иностранный (английский) язык и Иностранный (китайский) язык"), второй и третий курсы студентки обучались в Китае.

Бюджетные места на программы двойного диплома

Также в Мининском университете представлено 16 направлений по программам внутреннего двойного диплома — это возможность получить за 5-6 лет сразу две специальности и выйти из стен университета многопрофильным специалистом. Обратите внимание, что учиться по этим программам возможно за счет бюджета — количество выделенных мест уточните здесь.

Поделиться

Другие новости по теме

Профессор Мининского университета представила новую образовательную модель «Школа педагогической инженерии»
Презентация прошла в рамках проектной сессии Министерства высшего образования и науки Российской Федерации по теме «Сетевой проект подготовки наставников по развитию»