VII Всероссийский конкурс "Лучшая инклюзивная школа России" создал возможности обмена лучшими практиками моделей инклюзивного образования для дальнейшей эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
На конкурсе была представлена деятельность нижегородского детского сада № 390 и программа оптимизации образовательной деятельности через создание эффективной модели инклюзивного образования средствами интерактивных и мультимедийных технологий. Данный проект занял 1 место в России в номинации "Лучший инклюзивный детский сад"
В детском саду 11 групп детей, 5 из которых компенсирующей направленности. Детским садом руководит Альбина Шалина, выпускник аспирантуры по направлению «Психологические науки» (научный руководитель профессор кафедры практической психологии Мининского университета О.В.Суворова). С точки зрения номинанта конкурса, основа эффективности инклюзивной вариативной модели – сетевое взаимодействие с вузами и кафедрами. Дошкольная организация является экспериментальной площадкой и сетевым партнером Мининского университета (руководитель профессор кафедры практической психологии Ольга Суворова), активно взаимодействует с кафедрой специальной педагогики и психологии (профессор Елена Дмитриева, профессор Светлана Сорокоумова)
Критериями конкурсного отбора лучших инклюзивных практик являлись:
- степень вариативности образовательных программ, наличие программ инклюзивной культуры;
- эффективность и объем программ внеучебной работы и дополнительного образования с детьми и родителями;
- высокая квалификация специалистов, успешность развития и благополучие детей с ОВЗ;
- высокая профессиональная готовность специалистов к работе с детьми с ОВЗ;
- комфортность и доступность образовательной среды для детей с ОВЗ;
- продуктивность научно-практического и научно-исследовательского взаимодействия с сетевыми партнерами, вузами, общественными и родительскими организациями.
Концепция, представленная детским садом № 390, раскрывает и реализует сетевой подход к персонализации и индивидуализации условий развития детей с ОВЗ. Коллективом образовательной организации создана эффективная вариативная модель инклюзивного образования в условиях полной и частичной инклюзии, средствами интерактивных и мультимедийных технологий.
В детском саде реализуется:
- благоприятная предметно-практическая среда с использованием интерактивных технологий: интерактивная комната – студия песко-терапии, использование электронных речевых карт, карт индивидуального развития, конструкторов индивидуальных программ; использование мониторов и фоторамок в инфо-зонах для родителей, специального оборудование для детей с ОВЗ;
- комплекс образовательных программ из которых 19 программ дополнительного образования для детей с ОВЗ (80 детей);
- программа повышения профессиональной компетентности педагогов и родительской культуры, программа сетевого взаимодействия «Мы вместе»;
- служба психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе интерактивных технологий индивидуализации и персонализации образования: использование электронных речевых карт, карт индивидуального развития, конструкторов индивидуальных программ развития детей.
Результативность модели инклюзивного образования подтверждается высоким уровнем готовности к школе детей и высокая удовлетворенность родителей образовательным процессом и успехами детей.