Более глобальные вопросы, которые волнуют и родителей, и педагогов, и государство в целом — это способность применить полученные знания на практике, психологическая составляющая образовательного процесса, мотивация учителей и учащихся.
Россия на образовательной карте мира
В нашей стране немало специальных учреждений, главными задачами которых являются изучение современных проблем науки и образования и поиск их решений: это Институт стратегии развития образования РАО, РАНХиГС, Институт развития образования НИУ ВШЭ и многие другие.
До недавнего времени Россия также принимала участие в международных исследованиях по оценке образовательных достижений учащихся PISA, оценивающих в том числе адаптивность академических знаний к жизни, TALIS (оценка уровня подготовки учителей) и PIAAC (проверка компетенций взрослого населения), но в марте этого года Организации экономического сотрудничества и развития приостановила участие России в этих исследованиях.
В ответ введенным санкциям в отечественном Рособрнадзоре заверили, что российская система школьного образования является самодостаточной, а оценку качества образования структура готова проводить самостоятельно.
При этом по-прежнему актуально участие России в TIMSS (международное исследование качества математического и естественно-научного образования) и PIRLS (тестирование качества чтения и понимания текста). Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement), которая занимается сбором этих данных, не собирается накладывать санкции на российских школьников и студентов.
Четыре главных проблемы образования в России
Специалисты называют четыре основных проблемы современного образования в России, из которых вырастают более мелкие. Рассмотрим каждую подробнее, отметив перспективы решения и то, какой отклик каждый из вопросов нашел в политике Мининского университета.
Формализация знаний
Международные сравнительные рейтинги, о которых шла речь выше, ярко демонстрируют одну из главных проблем российского образования в сравнении с образовательными системами других стран: в России качественно преподают теорию, а база знаний у учащихся и студентов обширная и глубокая, но интеграция этих знаний в практическую деятельность вызывает сложность у большинства российских выпускников.
Эксперты отмечают в целом слабую метапредметность и комбинаторику знаний из разных отраслей. В ответ часто звучат упреки в сторону системы экзаменов-тестов, которые “натаскивают” на решение в конкретном формате. Точнее, не самой формы тестов (подобные экзамены приняты во многих странах), а то, что в 10-11 классах содержание обучения зачастую приносится в жертву формальной подготовке к ЕГЭ.
В результате учащиеся еще в школе привыкают работать с информацией не с точки зрения ее практического применения в будущем, а с позиции зубрежки того, что позволит успешно сдать тест. Знания, которые помогут позже влиться в практическую деятельность или разовьют метапредметные навыки, часто остаются “за бортом” такой выборки.
Практика и еще раз практика
Мининский университет решает эту проблему усилением практической направленности образования. Мы внедряем больше практических дисциплин и занятий, особенно по итогам пройденных тем, а для специальных семинаров приглашаем лекторов-практиков.
Особое внимание уделяем междисциплинарным знаниям. На территории вуза работает педагогический кванториум, включающий в себя естественнонаучную и технологическую лаборатории с самым современным оборудованием.
Также формированию навыков, необходимых для последующей работы, способствует взаимодействие с потенциальными работодателями, которое начинается у многих специальностей с первого курса. Речь об этом подробнее пойдет ниже.
Проблема с подготовкой и мотивацией педагогов
Еще одна глобальная проблема современного образования в России — подготовка и мотивация педагогов. Современный учитель должен быть открыт к инновациям и нововведениям, виртуозно владеть методикой преподавания и при этом быть готовым к постоянному повышению собственной квалификации в течение всей жизни.
Главное направление в нашем вузе — педагогическое. Мининский университет готовит смену именно таких кадров: это будущие педагоги нового типа, который ценят личность каждого ученика и постоянно развиваются сами. Но для того, чтобы достигнуть этой высокой профессиональной планки, необходима серьезная мотивация.
Карьера в школе и не только
При этом справедливо, что построить карьеру в школе стремится не каждый студент. В России учительство — до сих пор в большой степени призвание, нежели место воплощения карьерных амбиций. Учитель начальной школы может начать работать сразу после получения диплома, работать с учениками 1-4 классов много лет и в выйти на пенсию в том же статусе.
Конечно, существуют способы повышения квалификации, в том числе переход из одной категории в другую, но в целом ригидность системы, а также незащищенность учителя перед разного рода контролирующими инстанциями — от чиновников до родителей — заставляет многих молодых специалистов покидать школу.
Направления подготовки, которые сегодня предлагает Мининский университет, не ограничиваются сугубо педагогическими специальностями. Среди профилей — туризм, банковское дело, графический дизайн, IT-подготовка, медиаспециальности.
Колыбель педагога нового времени
Что касается будущих учителей и их мотивации — университет постоянно обновляет свою материально-техническую базу, обучает работать с актуальным программным обеспечением. Наш вуз регулярно проводит научно-практические конференции, позволяющие обмениваться опытом с коллегами из учебных заведений схожих направлений, в том числе на международном уровне. Не будет преувеличением сказать, что в стенах Мининского университета рождается педагог нового времени, для чего в вузе организован Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций.
Учебный процесс построен так, что будущие педагоги учатся самостоятельной работе над собой как специалистом. Составляют профессиональный план развития, учитывая задачи, которые ставит общество перед современными преподавателями. Еще будучи студентами, в ходе практических занятий, они формируют стиль будущей профессиональной деятельности. Большинство из них выходят из стен вуза с мотивацией работать по профессии, которой обучались.
Согласно статистике, 90% студентов, окончивших Мининский университет в 2021 году, были в течение года трудоустроены по специальности.
Психологическое состояние педагогов и учащихся
В 2022 году ЕГЭ сдает первый выпуск, который учился по новым государственным образовательным стандартам. Рособрнадзор прогнозирует снижение среднего балла, объясняя это тем, что по всем предметам было изменено содержание контрольно-измерительных материалов. Все это — в атмосфере давления как на учеников, так и на учителей, от которых ждут высоких показателей и родители, и, администрация школ, и чиновники. Да и сами выпускники, конечно, волнуются, ведь их дальнейшие перспективы получения образования зависят от полученных баллов.
Абитуриенты, спокойно!
Все это негативно влияет на психологического состояние учащихся и педагогов. Эффективно обучаться и обучать в атмосфере нервозности сложно, даже если не брать во внимание другие социальные проблемы в учебных заведениях (например, буллинг). Тревоги добавляют мировой политический кризис, новости о выходе российской высшей школы из Болонской системы и переход к национальной образовательной модели, ситуация нестабильности в мировом масштабе. Ясно лишь то, что возвращение к старой “советской” системе невозможно, отменять ЕГЭ пока никто не будет и готовиться к нему надо.
Понимая ситуацию, Мининский университет придерживается политики открытости и предоставления всех необходимых выпускникам данных. В разделе “Абитуриенту” на нашем сайте — самая полная и актуальная информация, которая позволит достойно и в срок пройти вступительные испытания. Если вы не нашли в этом разделе нужной информации, не стесняйтесь позвонить.
После зачисления кажется, что самое сложное позади, но новоиспеченных студентов ждет стресс от полной смены образа жизни, незнакомых педагогов, необходимости “влиться” в коллектив, — в сочетании с повышенными интеллектуальными нагрузками.
Не последнее место в укреплении мотивации как педагогов, так и учащихся занимает материальная составляющая. Одно из решений Мининского университета — это начисление стипендий согласно рейтингу, который аккумулирует достижения в учебе, науке и творчестве. Лучшие студенты получают ежемесячно до 25 тысяч рублей.
Студенты определенных категорий могут получить дополнительную материальную поддержку. Также мы предоставляем иногородним студентам общежития и делаем многое для того, чтобы процесс обучения проходил без лишних бытовых сложностей.
Помощь с трудоустройством
Еще один вопрос, который создает дополнительное напряжение в процессе обучения, особенно ближе к старшим курсам — беспокойство о будущем трудоустройстве.
Для решения этого вопроса при университете создан Центр по трудоустройству выпускников и социальному партнерству, который ежегодно успешно помогает студентам и работодателям найти друг друга. Некоторые крупные потенциальные работодатели (Cisco, Intel) создали на базе вуза специальные программы и активно знакомятся с будущими сотрудниками еще в процессе обучения.
Проект «Клинические базы практик» с первого года обучения позволяет студентам погрузиться в профессию и создать внушительное портфолио к моменту выпуска.
Активная студенческая жизнь
Снизить естественный стресс, возникающий в процессе процесса обучения способны творческая жизнь и различные мероприятия, которые постоянно проводят в стенах вуза студенты и выпускники-активисты.
Большой педагогический опыт Мининского университета показывает, что хорошо учатся те, кто интересно и насыщенно проводит свободное время, поэтому мы поддерживаем проведение спортивных состязаний, танцевальных мероприятий, концертов и выступлений.
Это позволяет студентам не только организовать качественный отдых, но и формирует так называемые “софт скиллс”: креативность, способность преодолевать препятствия ради достижения результата, умение работать в команде, — навыки, которые современными работодателями ценятся чуть ли не больше сугубо профессиональных знаний.
Взаимоотношение школы, университета и родителей
Как вуз, который аккумулирует лучший педагогический опыт на территории региона и страны, Мининский университет знает немало прекрасных примеров коллаборации между школой, родителями и высшими учебными заведениями.
Но занимаясь постоянным мониторингом ситуации, мы видим, что в России пока нет устоявшейся системы взаимоотношений родители vs школа .С одной стороны, современные родители научились бороться за права своих детей там, где они действительно могут быть нарушены. С другой — порой безосновательно вмешиваются в образовательный процесс, вплоть до оспаривания педагогических технологий.
По сравнению со школой вопросы взаимоотношений с родителями учащихся касаются университета не так остро. К нам приходят те, кто еще вчера был ребенком, но уже сегодня может принимать самостоятельные решения или, по крайней мере, готов активно этому учиться — и это только приветствуется. Но, понимая важность родительской поддержки и влияния, Мининский университет всегда готов к диалогу не только со студентами, но и с их родителями.
Познакомьтесь с нашим вузом до поступления
Мы регулярно проводим Дни открытых дверей, а также сезонные школы и мероприятия-практикумы для старшеклассников. Это помогает будущим абитуриентам познакомиться с университетом, определиться со сферой, в которой они хотят развиваться в будущем и формирует важные для любого молодого человека качества и навыки. Ребята, которые посещали такие школы до поступления, впоследствии легче адаптируются и быстрее вливаются в активный учебный процесс.
Объявления о Днях открытых дверей и сезонных школах для старшеклассников публикуются на сайте Мининского университета в разделе “События”, а также в соцсетях вуза ВКонтакте и в Телеграме. Подписывайтесь и не пропускайте важные новости!
Для ответа на актуальные вопросы, связанные с поступлением, изучите раздел “Абитуриенту”, а если не нашли там нужной информации — уточните по телефону. Мы открыты к вашим замечаниям, пожеланиям, отзывам.
Мининский университет играет значительную роль в формировании интеллектуального потенциала региона, который, в свою очередь, служит модернизации и развитию экономики. Поэтому мы регулярно мониторим аспекты, связанные с проблемами современного образования и внедряем решения, помогающие снизить их негативное влияние на процесс обучения.