Премия правительства РФ в области образования присуждена преподавателям Мининского университета

 

12 августа 2017 года на сайте Правительства России было опубликовано Распоряжение "О присуждении премий Правительства России в области образования за 2017 год", из которого следует, что сотрудники НГПУ им. К. Минина представлены к этой награде. Распоряжение подписано премьер-министром РФ Д. Медведевым. Премия ежегодная, заявки направляются в Минобрнауки России со всей страны. В 2017 году лауретами стали всего 4 образовательные организации, среди которых Мининский университет.

Премия присуждена за цикл трудов "А.С.Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания". Проект выполнялся с 2007 по 2017 годы в исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» на базе Мининского университета. Лауреатами премии стали Фролов Анатолий Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант НГПУ им. К. Минина; Аксёнов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник; Илалтдинова Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией.

Одной из основных целей проекта является сбор сочинений А.С. Макаренко воедино, поскольку такая работа в новейшей истории не проводилась. А.С. Макаренко - это советский педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ веке. За 10 лет работы исследователи из Мининского университета издали 9 частей, в которых собирали материалы в хронологической последовательности, представляли собственные комментарии и дополнения, разрабатывали учебно-методические материалы, которые могут быть использованы в образовательном процессе.

Другими лауреатами премии Правительства России помимо Мининского университета стали:

  • "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова" - за учебник "Теория корабля. Теория и управление подводной лодкой"
  • Московский технологический университет - за комплект учебников "Создание комплекта учебников по аналитической химии и внедрение их в систему образования Российской Федерации"
  • "Специальная школа-интернат г. Грязи" (Липецкая область) - за методическую разработку "Художественная керамика в специальной школе-интернате". Предполагается, что награждение лауреатов будет приурочено к Дню учителя (5 октября), и пройдет в московском Кремле.

Подробнее о проекте, представленном к премии

Цикл трудов "А.С.Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания" отражает многолетнюю исследовательскую работу по обобщению и критическому анализу результатов освоения, разработки, теоретического и практического использования макаренковского наследия в СССР, России и других странах в период с 1939 г. по настоящее время. Цикл трудов включает 9 частей, которые издавались с 2007 по 2017 гг. В них А.С. Макаренко предстает как социальный педагог-реформатор, классик педагогики, органически совмещающий качества педагога-практика, мыслителя и писателя, художника слова, публициста, общественного деятеля.

Новое издание трудов А.С. Макаренко содержит авторские педагогические, художественно-педагогические, литературные, публицистические материалы А.С. Макаренко, документы о его практической деятельности, личные письма, записи и др. Издание включает подробные научные комментарии, учебно-методические материалы, именной указатель лиц причастных к деятельности А.С. Макаренко, иллюстрации. Издание претендует на полноту представления известных исследователям к настоящему времени произведений, различных авторских материалов А.С. Макаренко, документов о его деятельности. В издании представлен общий социальный «фон» деятельности и идей А.С. Макаренко.

В отличии от предыдущих изданий все приведенные тексты сопровождаются научными комментариями, которые не только объясняют основное содержание каждого материала, но и дают аналитичные оценки, связывают его с другими документами, сообщают о времени и обстоятельствах написания материалов, раскрывают значение специфических терминов.

Наследие А.С. Макаренко содержит огромный научно-практический потенциал, нуждается в углубленном исследовании, обобщении в философско-этическом и социально-педагогическом отношениях, позволяет критически анализировать историко-педагогический опыт, по-новому подходить к решению современных проблем воспитания, образования.

Целевой аудиторией являются студенты, магистранты, аспиранты, ученые, специалисты общей педагогики, истории педагогики и образования, теории и практики воспитания, а также работающие в области культуры, художественной литературы, социологии, психологии, этики и эстетики, научной методологии.

Поделиться