Форум объединил ведущих ученых, преподавателей и специалистов, профессионально занимающихся вопросами инклюзивного образования.
Мининский университет на Форуме представляли Татьяна Краснопевцева, директор РУМЦ Мининского университета; Ирина Винокурова, заместитель директора РУМЦ и Владимир Кудрявцев, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета.
Основная цель Форума – профессиональное обсуждение актуальных проблем в широком поле вопросов непрерывного и преемственного, бесшовного инклюзивного образования, вопросов социальной, образовательной и трудовой инклюзии; выявление дефицитов, демонстрация достижений, определение зон роста, способствующих формированию ценностей инклюзивной культуры в пространстве инклюзивного образования.
Участники форума обсудили шесть ключевых проблемных полей:
- Теоретико-методологические аспекты формирования пространства инклюзивного образования
- Приоритеты научных исследований в сфере инклюзивного высшего образования
- Вопросы комплексного сопровождения студентов с инвалидностью в социальной, образовательной и трудовой сферах
- Практики профориентации, образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная и образовательная инклюзия, личностное и профессиональное становление в условиях инклюзии.
- Межведомственное, межуровневое и сетевое взаимодействие в образовании.
С приветственным словом к участникам Форума обратилась заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова:
– В нашей стране созданы большие возможности для инклюзивного высшего образования, самореализации ребят с инвалидностью, развития их талантов. Форум давно уже стал доброй традицией, важной площадкой для взаимодействия в вопросах инклюзии. И это ещё больше подчёркивает, что объединение усилий является важнейшим условием поступательного развития. У нас больше 700 регистраций на Форум, и это ярко демонстрирует значимость и нужность инициатив, которые мы реализуем, создавая возможности развития для ребят. Благодарю всех коллег и желаю участникам Форума плодотворного общения! Вместе мы точно сможем больше!
Главным событием первого дня форума стала пленарная сессия, на которой международное экспертное сообщество и представители общественности обсудили актуальные вопросы инклюзивного образования, а также выставка лучших технологических и методических решений сети ресурсных учебно-методических центров высшего образования и вузов-партнеров.
В числе лучших инклюзивных практик руководители РУМЦ Мининского университета представили Практику инклюзивного волонтерства в вузе, а также практики вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета: Цифровой сервис “Трудоустройство” для студентов и выпускников с инвалидностью (Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева), Программа постдипломного сопровождения выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ: “Туризм=Профессия=Успех!” (Пензенский государственный университет)
Второй день открылся круглым столом, который был посвящен межведомственному взаимодействию в процессе обеспечения доступного образования и трудоустройства для детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ. Участники обсудили вопросы по созданию индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих получить профессиональное образование, включая высшее, и в последующем успешно трудоустроиться.
Эта важная государственная задача решается в рамках федерального пилотного проекта “Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства”, запущенного в 6 регионах России: Нижегородской, Вологодской, Сахалинской, Ростовской, Новосибирской областях и Ставропольском крае.
Директор РУМЦ Мининского университета Татьяна Краснопевцева совместно с руководителем рабочей группы пилотного проекта Нижегородской области Романом Пономаренко представили промежуточные результаты реализации проекта.
В рамках второго дня Форума участники показали презентации совместных международных научных исследований и проектов по актуальной проблеме – угрозы, показатели благополучия и безопасности человека в современном инклюзивном пространстве. Прошли мастер-классы и секции, посвященные современным образовательным и цифровым технологиям в инклюзивном высшем образовании, адаптивной физической культуре и адаптивному спорту в вузах и др.
Третий день начался с итогового заседания экспертов и представителей регионов, посвященного пилотному проекту. Представители Мининского университета вошли в число участников заседания и проработали траектории образования, социализации, профориентации и трудоустройства – ключевые компоненты вариативной бесшовной модели.
Важным мероприятием завершающего дня стала стратегическая сессия руководителей и сотрудников сети РУМЦ, модератором которой выступила директор Координационного центра инклюзивного высшего образования Марьяна Соколова. Команда обсудила актуальные вопросы: работу Совета Министерства науки и высшего образования России по развитию инклюзивного высшего образования, флагманские мероприятия сети и актуализацию межведомственного плана работы.