Потенциал дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе обсудили на форсайт-сессии отраслевых РУМЦ, подведомственных Минпросвещения РФ

Потенциал дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе обсудили на форсайт-сессии отраслевых РУМЦ, подведомственных Минпросвещения РФ
8 декабря 2020 года РУМЦ Мининского университета совместно с РУМЦ МГППУ и РГПУ им. А.И. Герцена провели форсайт-сессию «Дефектологическое образование как ресурс развития инклюзии в высшей школе». 

Целевым ориентиром мероприятия стало определение путей реализации потенциала дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе. С приветственным словом к участникам, подчеркнув значимость и важность тематики мероприятия, обратились представители органов государственной власти, Министерства образования и науки РФ, представители Министерства просвещения РФ, руководители образовательных организаций высшего образования: 

Олег Смолин, депутат Государственный Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор:

«Я убеждён, что образование детей и  студентов с инвалидностью – это важная  часть формирования нашего драгоценного человеческого потенциала, и мы не можем воссоздать человеческий потенциал нашей страны без развития, использования потенциала нашего времени. Я напомню, что в последнее время лучшие экономисты мира признают главным фактором экономического роста именно человеческий потенциал. А люди с инвалидностью всегда занимали достойное место среди выдающихся борцов, культуры, государства, науки и других областей человеческой жизни. Но самое главное – это не отдельные достижения, а необходимость иметь высокий общий уровень подготовки школьников и студентов с инвалидностью. Я хочу обратиться с напоминанием к тем, кто хочет получить высшее образование среди  ребят с инвалидностью и занять достойное место в жизни: «Помните,  что к нам относятся, как к равным, в одном случае – если мы достигаем результата выше среднего уровня».

Андрей Милёхин, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации, кандидат психологических наук:

«В настоящее время одной из приоритетных задач, в том числе в связи с эпидемиологической ситуацией, является вопрос об оснащении педагога теми методологическими средствами, которые позволили бы обучать ребенка с ОВЗ и инвалидностью максимально полезно и эффективно для него. Безусловно, огромное значение имеют полезные практические советы и положительные практики. Мы хорошо понимаем специфику осуществления деятельности наших РУМЦ в педагогических вузах, и это содержание крайне востребовано студентами. Деятельность РУМЦ, созданных на базе педагогических вузов, находящихся в ведении Минпросвещения РФ, связана, в том числе с особой миссией, когда, кроме создания условий для получения образования молодежи с ОВЗ и инвалидностью, важная роль отводится и положительным практикам формирования инклюзивной культуры, в том числе среди ребят, которые не имеют ограничений по здоровью. Очень хочется, чтобы неким аккордом трех РУМЦ, неким трезвучием, нам удалось бы выйти и на некоторое переосмысление педагогических программ относительно вооружения всех, кто обучается по профессии «педагог». Очень важно формировать у них те навыки и умения, а самое главное, на мой взгляд, еще и качества, которые позволят в будущем найти тот самый индивидуальный подход для ребенка с любой нозологией».

Светлана Москалева, заместитель начальника отдела Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

«Сегодняшнее мероприятие очень важное и своевременное, потому что кадровое обеспечение существующей системы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья наряду с повышением качества и доступности инклюзивного высшего образования является приоритетной задачей двух министерств. В этой связи министерства, конечно, работают над сопряжением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с профессиональными стандартами, а также особое внимание уделяют  расширению перечня универсальных компетенций по непрофильным ФГОСам.   Вузы, в свою очередь, принимают активное участие в обеспечении повышения квалификации сотрудников  в сфере реализации инклюзивного образования. В настоящее время уже 85% вузов системы высшего образования, в принципе, обеспечивает повышение квалификации своих сотрудников.  В свою очередь, Министерство образования и науки РФ осуществляет доработку профстандарта «Педагог-дефектолог», поэтому мы постараемся с особой внимательностью отнестись к тем результатам, которые будут получены по завершению данного мероприятия, повестка которого, безусловно, интригующая».

 Виктор Сдобняков, и.о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат физико-математических наук, доцент:

«Сегодня нам предстоит сделать еще один шаг на пути, как к осознанию, так и решению задач в сфере сопряжения ресурсов дефектологического и инклюзивного образования в высшей школе. Инклюзивное образование является важнейшим направлением государственной политики нашей страны и вошло в нашу жизнь уже на всех уровнях образования, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая высшим образованием. Во многом успех инклюзивного образования зависит прежде всего от педагогов: примет ли он эту идею сам, поверит ли в нее и в свою способность управлять ситуацией в условиях инклюзивного образования. И выражение: «Кадры решают всё» здесь абсолютно уместно. И свою задачу мы здесь видим в придании образовательному процессу высшей школы целостность, последовательность и преемственность. И конечно, нам не обойтись в этом вопросе без основ дефектологии, а особенно при формировании компетенций, необходимых педагогу для создания социальной ситуации развития обучающихся, соответствующей специфике их возраста и психофизиологического развития.

В настоящий момент сеть ресурсных учебно-методических центров накопила уже значительный опыт в данном направлении и очень важно, чтобы этот опыт изучили и эффективно использовали».

Виталий Рубцов, президент Московского государственного психолого-педагогического университета, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, президент Ассоциации инклюзивных вузов, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор:

«Студент с инвалидностью, попадая  в высшее учебное заведение, сталкивается с целым рядом педагогических работников, от мастерства, компетенции которых зависит его благополучие, его мотивация и желание учиться в этом образовательном учреждении. Сегодня подчеркивается ресурс дефектологического образования, который является  ключевым в сопровождении  ребят с инвалидностью. Формирование профессиональных компетенций педагогов и  умения у них  координировать,  направлять,   поддерживать и сопровождать ребят с инвалидностью является ключевой задачей. Это, конечно, очень серьезная задача,  которая сегодня будет обсуждаться. И она же выделена как особый фокус сегодняшней сессии. Я абсолютно убежден, что Министерство просвещения РФ отнесётся внимательно к результатам сессии и верю, что эти результаты станут началом для дальнейшего развития инклюзивного образования».

Сергей Богданов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент Российской академии образования, доктор филологических наук, профессор:

«Развитие инклюзивного образования - один из приоритетов настоящего времени и проведение сегодняшнего мероприятия имеет важное значение! От нашей сегодняшней работы, эффективности взаимодействия зависит то, насколько мы вместе сможем помочь людям с инвалидностью в реализации их права на получение высшего образования».

Форсайт-сессия стала дискуссионной площадкой для обсуждения профессионально-общественным сообществом актуальных вопросов дефектологического обеспечения инклюзивного высшего образования по следующим направлениям:

  • Инклюзивная преподавательская практика в высшей школе: дефектологический аспект.
  • Кадровые условия реализации специфических потребностей студентов-инвалидов: дефектологические основы.
  • Преемственность школьного и вузовского образования лиц с инвалидностью: дефектологическая практика в контексте инклюзии

Профессионально-общественное обсуждение прошло в рамках 3-х тематических коворкингов:

  • Коворкинг «Преподаватель инклюзивной высшей школы: универсальный дефектологический контент?»
  • Коворкинг «Педагог вуза: взгляд студента-инвалида – достижимо ли портретное сходство?»
  • Коворкинг «Школа – колледж – вуз в образовании лиц с инвалидностью: звенья одной цепи?»

В целом участниками мероприятий форсайт-сессии стали 86 человек из числа представителей органов государственной власти, Министерства образования и науки РФ, представители Министерства просвещения РФ, руководителей и сотрудников образовательных организаций всех уровней, обучающихся с инвалидностью и ОВЗ вузов-партнеров  РУМЦ, подведомственных Министерству просвещения РФ.

 

 

Поделиться

Другие новости по теме

РУМЦ Мининского университета принял участие во Всероссийском форуме инклюзивного высшего образования
Всероссийский форум инклюзивного высшего образования «Инклюзия раздвигает границы возможностей и пространства» прошел в Хабаровске на базе Тихоокеанского государственного университета.