— Как бы Вы оценили уровень профессиональных знаний у молодых педагогов, приходящих в гимназию в течение последних 5 лет? Этот уровень имеет тенденцию к повышению или к понижению?
— Совершенно разный уровень у выпускников, это честно могу отметить. К сожалению, на сегодняшний день наблюдается тенденция к снижению. Но это не страшно, потому что в процессе работы молодые специалисты получают опыт и практические навыки, повышая профессиональный уровень.
— Каких знаний и профессиональных компетенций не хватает молодым педагогам в первую очередь?
— В первую очередь, им не хватает опыта работы с документами. Уровень подготовки по предмету, методическую базу можно совершенствовать в процессе работы, но выпускник не знаком с системой документооборота современной школы, зачастую ему не просто справится с тем «валом» бумаг, которые должны быть им подготовлены. На мой взгляд, выпускникам стоит большее внимание уделять особенностям организации детских коллективов и вопросам взаимодействия с родителями.
— К кому чаще всего в школе обращаются молодые педагоги для преодоления трудностей, возникающих в начале профессиональной деятельности?
— У нас существуют «старшие по параллели». За помощью молодые специалисты обращаются к ним. Администрация всегда открыта для общения. Сегодня большая часть учителей в гимназии – ее выпускники, то есть контакт достаточно упрощен.
— Что в гимназии делается для того, чтобы облегчить процесс адаптации молодым педагогам?
— Работа ведется в постоянном режиме: проводятся консультации, встречи. Мы стараемся «не надоедать» молодым в начале их деятельности. В первый месяц мы создаем условия, чтобы они чувствовали себя спокойно и адаптировались. Консультации ведутся постоянно.
— Какова помощь молодым педагогам со стороны администрации?
— Консультативная в любое время дня и ночи, так как любые недоработки и ошибки молодых учителей становятся проблемой для нас. Мы контролируем молодых специалистов в плане подготовки к урокам, составления программ, планирования и т.д.
— Существует мнение, что в школах сейчас ощущается нехватка педагогов, которые по своим профессиональным и личным качествам могут быть наставниками. Согласны ли Вы с этим мнением? Какова ситуация в вашей школе?
— В какой-то степени, да. Потому что на сегодняшний день наставником выступает, как правило, педагог, возраст которого около 50 лет. Это, так называемые, «педагоги старой школы», которые умеют работать в таком режиме.
— Получают ли выпускники вузов и колледжей, приходящие в вашу школу в качестве молодых специалистов, какую-либо постдипломную поддержку от выпускающего вуза?
— Насколько я знаю, нет.
— По Вашему мнению, нужна ли такая поддержка? Как она должна быть организована? На что, в первую очередь, направлена?
— Я думаю, курирование молодых специалистов со стороны вуза необходимо для того, чтобы скорректировать программу подготовки обучающихся и учесть те моменты, в которых молодые учителя испытывают трудности. Сопровождение вуза, я думаю, должно продолжаться не менее 6 месяцев с момента трудоустройства молодого специалиста.
Бывая в Германии достаточно часто (потому что отношения у нас партнерские) я постоянно сталкиваюсь с тем, что мой вопрос: «Сколько у вас молодых учителей?», получаю встречный: «А что вы понимаете под «молодыми учителями?». Когда я говорю, что у нас учитель приходит в школу в 22-23 года, коллеги делают круглые глаза и говорят, что такого быть не может.
Очень ценным представляется опыт педагогической интернатуры, который существует в Германии очень давно. Учитель не становится полноценным учителем, пока он не отработает год в школе и не сдаст госэкзамен по своей специальности. Это, я считаю, великолепное начинание, и если даже мы его скопируем, это упростит нам задачу и поможет решить кадровые задачи. Мы будем знать, что берем не «кота в мешке», а специалиста, который достоин быть учителем.
С директором гимназии № 1 И.Н. Жигуновым беседовала
Екатерина Семенова