Минпросвещения России сообщил, что не планирует вводить единую школьную форму. Учебные заведения могут самостоятельно устанавливать требования к внешнему виду, цвету и фасону одежды с учетом мнения родителей и учеников.
С 1 сентября вступят в силу только общие технические требования национального стандарта для производителей. Для изготовителей школьной формы прописаны строгие требования ГОСТа: характеристики ткани, в том числе подкладочной, отсутствие острых краев и кромок, соответствие размерным признакам типовых фигур детей, а также воздухопроницаемость, влагоотведение, гипоаллергенность.
Помимо этого, ведущие психологи Мининского университета рекомендуют школам и родителям при выборе дресс-кода учитывать не только эстетические предпочтения, но и психологический комфорт детей.
«Оптимальный вариант – гибкие стандарты (например, общий цвет или деловой стиль), которые сохранят преимущества формы, но оставят пространство для индивидуальности», – говорит Елена Маннанова, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Мининского университета.
По мнению нижегородского эксперта-психолога, один из ключевых плюсов школьной формы – минимизация визуальных различий между учениками из семей с разным уровнем дохода. Когда все дети одеты в одинаковую или схожую по стилю одежду, это уменьшает поводы для сравнений, зависти или насмешек.
«Мы отмечаем, что в школах без формы дети нередко испытывают стресс из-за давления моды или невозможности соответствовать «трендам». Форма же создает ощущение равенства и снижает тревожность», – подчеркивает Елена.
Школьная форма выполняет функцию своеобразного «якоря», помогающего ребенку переключиться в режим обучения. Когда дети надевают специальную одежду для школы, у них формируется психологическая установка на рабочий лад. Это особенно важно для младших школьников, которым сложно самостоятельно регулировать свое поведение. Форма создает четкие границы между временем для учебы и отдыха.
Единый стиль одежды способствует сплоченности класса и школы в целом. Дети чувствуют себя частью коллектива, что особенно важно в подростковом возрасте, когда формируется социальная идентичность. Кроме того, форма помогает избежать провокационных или слишком откровенных нарядов, которые могут отвлекать от учебного процесса.