12 ноября 2024 года в Мининском университете состоялось масштабное научное событие - всероссийская научно-практическая конференция «Актуализация ресурсного потенциала семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном и социокультурном пространстве», которая проводилась с целью обобщения, представления и распространения научно-практического и методического опыта обучения, воспитания, социализации и комплексного сопровождения лиц с ОВЗ, их семей и ближайшего окружения. Мероприятие было приурочено к 95-летию со дня рождения доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ульяны Васильевны Ульенковой, основателя нижегородской научной дефектологической школы.
У.В.Ульенкова посвятила нашему университету всю свою профессиональную и научную жизнь, став студенткой дошкольного отделения в 1947 году и проработав в вузе до 2013 года. Она стала одним из ведущих деятелей в области дефектологии и прежде всего, специальной психологии. У.В.Ульенкова возглавляла диссертационный совет, готовила научные кадры для многих регионов Поволжья, Урала и Сибири.
Украшением конференции стали выступления ведущих ученых России, занимающихся вопросами детской психологии, специальной педагогики и психологии, клинической психологии и реабилитологии.
Одновременно с этим конференция отражает идеологию Года семьи, объявленного в 2024 году в Российской Федерации. Одна из ведущих тематических линий посвящена реализации потенциала семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью в системе комплексного сопровождения. Предполагается обсуждение результатов научного исследования в рамках реализации гранта РНФ «Метапрофессиональный подход к оценке и развитию инклюзивного потенциала семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра», который реализуется научным коллективом Мининского университета.
Заявленная научная повестка мероприятия многогранна и отражает ведущие направления современной науки и практики дефектологии, которые интегрируют подходы в системе обучения и воспитания, психологического, логопедического сопровождения, социализации и профессионализации лиц с ОВЗ. Отдельная секция посвящена комплексному сопровождению семьи ребенка с ОВЗ.
В рамках мероприятия состоялось обсуждение промежуточных результатов стратегического проекта Мининского университета «Физика через призму инклюзивного образования».
Конференция объединила разных представителей дефектологической науки и практики: студентов, магистрантов, преподавателей вузов, научных сотрудников, представителей органов управления образованием, родительского сообщества и практических работников, участвующих в сопровождении детей с ОВЗ на разных ступенях образования из г. Нижнего Новгорода. Москвы, Саратова, Саранска, Пензы, Кирова, Челябинска, Екатеринбурга, Сочи, Минска (Республика Беларусь) и др.
Участники конференции выразили надежду на продуктивное и перспективное продолжение идей У.В. Ульенковой о приоритетности подходов и стратегий сопровождения, основанных на идеях субъектности, компетентности, функциональности как самих детей с ОВЗ, так и их семьи, как самого важного предикторов их эффективной социализации и интеграции в различные виды деятельности и социокультурные пространства.