Мининский университет выбран для реализации федерального проекта по целевому обучению и контрактному трудоустройству для студентов и выпускников педагогических направлений подготовки

Мининский университет выбран для реализации федерального проекта по целевому обучению и контрактному трудоустройству для студентов и выпускников педагогических направлений подготовки
16 июня 2016 г. в Москве прошло заседание президиума Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по образованию и педагогическим наукам на тему целевого трудоустройства выпускников педагогических направлений подготовки.

 

КТО?

16 июня 2016 г. в Москве прошло заседание президиума Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по образованию и педагогическим наукам на тему целевого трудоустройства выпускников педагогических направлений подготовки. С докладами на сессии выступили авторитетные ученые, представители органов государственной власти, вузов, в частности, директор департамента государственной политики в сфере высшего профессионального образования Минобрнауки России А.Б. Соболев; председатель Координационного совета по образованию и педагогическим наукам, председатель президиума ФУМО по образованию и педагогическим наукам В.А. Болотов; ректор Новосибирского государственного педагогического университета А.Д. Герасев; сопредседатель экспертного совета по целевому обучению и контрактному трудоустройству ФУМО по образованию и педагогическим наукам, ректор Мининского университета А.А. Фёдоров, а также проректоры университета Г.А. Папуткова и М.Ю. Соловьёв.

ЧТО?

В ходе обсуждения проблемы целевого трудоустройства выпускников Мининский университет презентовал уникальный проект «Целевое обучение и контрактное трудоустройство» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Разработчики детально описали переход от текущей системы целевого приёма студентов к целевому обучению, уточнив, что контракт на целевое обучение и трудоустройство будет предложен только лучшим второкурсникам по итогам комплексного экзамена готовности к педагогической деятельности. Новый подход позволит серьезно повысить процент трудоустройства заинтересованных в профессии выпускников посредством вдумчивого отбора лучших учащихся.

КАК?

Для пилотных вузов и регионов были сформулированы индикаторы проекта: к 2018 году объем контрактного трудоустройства по целевому обучению должен достичь не менее 40%. К этому сроку данные вузы должны также завершить переход на систему универсального бакалавриата с модульной организацией учебного процесса. Система универсального бакалавриата подразумевает, что студенты на первых двух годах обучения получают общие базовые знания, необходимые для бакалавра. По окончании второго курса они могут безболезненно сменить направление подготовки. Модульная структура учебного процесса означает, что каждый читаемый предмет представляет собой автономный модуль, у них одинаковая продолжительность, они могут быть выбраны студентами различных направлений. Студенты могут самостоятельно выбирать перечень модулей, необходимых для выбранной образовательной траектории. Это также повышает возможности академической мобильности, т.к. студент, освоив какое-либо количество модулей в одном вузе, может добрать необходимые модули в другом.

 Modernizacia

 Немаловажным элементом системы должна стать новая система организации учебной практики студентов путем подключения целых комплексов углубленных практик клинического типа. Практики клинического типа подразумевают, что студент уже с первого курса один день в неделю проводит на практике в образовательной организации, наблюдает за работой специалистов, а позже сам принимает участие в ее жизни. Это позволяет уже на ранних этапах обучения получить реальное представление о профессиональной деятельности и адаптироваться к ней. Кто-то может решить сменить направление своей подготовки, что, как говорилось, возможно в рамках системы универсального бакалавриата.

 kbp

Представленная Мининским университетом модель предусматривает внедрение системы поддержки и сопровождения молодых педагогов как в логистическом и методическом, так и в социально-экономическом и карьерном планах.

«Мы считаем, что этот проект должен стать неким прологом фундаментальной программы сопровождения жизненного цикла профессии учителя. Именно такой цикл — вход, закрепление, зрелость, выход — даст возможность уже в перспективе 5-7 лет получить учителей высочайшего уровня подготовки. То есть, мы сейчас реально создаем ребятам принципиально новые карьерные перспективы в педагогике, которая считается, между прочим, одной из наиболее массовых и консервативных отраслей социальной сферы», — отметил ректор Мининского университета, доктор философских наук, профессор Александр Федоров.

Президиум ФУМО одобрил новый подход и одновременно выбрал Мининский университет — как разработчика новой модели целевого обучения — проектным модератором, чьей задачей станет дать старт новой системе целевого обучения и контрактного трудоустройства студентов и выпускников педагогических направлений подготовки, а также сопровождать реализацию данной инициативы в пилотных вузах и регионах. Решено, что первыми участниками проекта станут 14 высших учебных заведений, в числе которых федеральный университет, педагогические вузы, классические университеты, а также новые опорные региональные университеты из Калининградской, Вологодской, Костромской, Новосибирской, Кировской, Свердловской, Томской, Ульяновской, Нижегородской областей, Краснодарского края, Удмуртской, Марийской и Чеченской республик.

 

Напомним, в июне 2016 года Мининский университет выиграл два лота Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 г. на общую сумму 30 млн. рублей. Помимо представленной выше модели целевого обучения и контрактного трудоустройства, вуз также разработает систему мониторинга и информационно-аналитического сопровождения деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для лиц с ограниченными возможностями по здоровью.

Поделиться