В рамках VI Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского образования в XXI веке: профессиональная Россия будущего» на базе Мининского университета 14 октября 2025 года Нижегородским научным центром РАО были организованы две секции
- секция «Особенности социокультурной адаптации и интеграции детей из семей с мигрантской историей в российское образовательное пространство»;
- секция «Образовательная среда для подготовки учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением».
Мероприятие прошло в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ.
В работе секции «Особенности социокультурной адаптации и интеграции детей из семей с мигрантской историей в российское образовательное пространство» представлены текущие результаты реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00056-25-01 на выполнение в 2025 году научно-исследовательской работы по теме «Социокультурная адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российское образовательное пространство».
Доклад Артёма Клюева был посвящен определению концептуальных границ «Навигатора» – интерактивной цифровой платформы для профориентации детей старшей школы из семей с мигрантской историей: обозначены основные принципы и механизмы устройства платформы, показаны точки роста и риска.
В докладе Юлии Марининой и Анны Латухиной представлено одно из актуальных направлений исследований последних лет – изучение регионального компонента и внедрение его в практику преподавания.
Продолжением размышлений на эту тему стал доклад Натальи Ильченко и Елены Дзюба о включении в общее образование элементов истории и культуры региона на примере изучения локальных текстов, способствующих формированию представлений о национально-культурном ландшафте России не только в региональном, но и в государственном, историческом масштабе.
В докладе Натальи Петровой и Галины Самойловой проблема социокультурной адаптации детей-инофонов (мигрантов) рассматривалась в связи с задачей обучения их русскому языку. Был обоснован тезис о том, что введение лингвокультурологического компонента в уроки русского языка позволит приобщить ребенка к нормам поведения, ценностям и традициям русского народа. Докладчики продемонстрировали это на примере работы с освоением лексики, выражающей значение времени.
Секция «Образовательная среда для подготовки учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением» была посвящена представлению текущих результатов реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00056-25-01 на выполнение в 2025 году. научно-исследовательской работы по теме «Образовательная среда для подготовки учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением».
В ходе секции обсуждались проблемы организации образовательной среды для подготовки будущего учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением. Выступление Анны Лощиловой и Натальи Винокуровой было посвящено методологическим основам и процессуально-технологическим аспектам формирования инженерного мышления у будущих учителей естественно-научного профиля.
В докладе Анастасии Зулхарнаевой и Натальи Демидовой была представлена структурная модель образовательной среды подготовки будущего учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением. О реализации образовательной программы профессионального обучения по профессии «Лаборант химического анализа» в контексте подготовки учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением в своём докладе сообщили Наталья Пиманова и Ирины Новик.
Об экспедициях и полевых исследованиях в рамках подготовки учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением рассказали Андрей Асташин и Михаил Бадьин.
По итогам секции был сформирован пул предложений по корректировке структурно-содержательные модели образовательной среды для подготовки будущего учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением, определены теоретические и практические аспекты подготовки будущего учителя естественно-научного профиля с инженерным мышлением в образовательной среде вуза.