Формирование регионального социально-педагогического кластера началось в 2013 году в соответствии с договором о сотрудничестве от 24.12.2013 года, согласно которому Мининский университет, являясь региональным опорным вузом по педагогическому, психолого-педагогическому и гуманитарному образованию в Нижегородской области, принимает совместное участие с Министерством образования Нижегородской области в формировании и реализации государственной политики в области осуществления непрерывного образования по педагогическому, психолого-педагогическому, спортивному и гуманитарному направлениям. В дополнение к вышеназванному договору заключено соглашение от 02.12.2014 № 316-01-65-139/14 о создании регионального педагогического кластера, предметом которого является выстраивание эффективной системы сотрудничества между Министерством образования Нижегородской области и Мининским университетом. Напомним, что с 2017 года Мининский университет является университетским центром социального развития Нижегородской области, как участник приоритетного федерального проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций".
Целью создания кластера является повышение эффективности и конкурентоспособности Мининского университета и других образовательных организаций региона, развитие и укрепление в них человеческого капитала вследствие кооперации, сетевого сотрудничества, налаживания процессов обмена информацией и совместного использования ресурсов. Проект реализуется в форме коллективного управления региональной образовательной системой с участием специализированной организации- кластера (Мининского университета) и специально создаваемых совещательных органов.
В рамках проекта созданы и функционируют более 60 экспериментальных площадок. Основными направлениями экспериментальной деятельности являются: разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно- методических, методических, учебно-лабораторных комплексов и т.д.
Университет готовит команды изменений: группы молодых специалистов, отправляющихся в определенную школу с целью участия в процессах ее развития и обновления. Пилотной площадкой стала МАОУ СОШ №118 г. Нижнего Новгорода. В целях повышения престижа преподавательской профессии планируется создание виртуальных и реальных педагогических классов.
Рассчитана потребность Нижегородской области в новых педагогических кадрах на период до 2025 года, выраженная в количестве педагогов по направлениям и профилям подготовки на каждый год проекта.