Мининский университет открывает научно-исследовательский центр современной педагогики

Изменение вектора государственной политики в направлении укрепления воспитательной составляющей системы образования, внесение поправок в «Закон об образовании в РФ», запуск «Примерной программы воспитания» в школах страны потребуют от педагога новых компетенций в области организации воспитания. Такие компетенции должны отвечать современным вызовам, соответствовать новым потребностям детства сегодняшнего и завтрашнего дня, преодолевать ошибки традиционного массового школьного воспитания, а точнее «воспитательной работы».

Воспитательная среда Мининского университета достаточно широко развернута и в полной мере готова к постановке новых задач по профессиональному воспитанию педагогов и формированию современных компетенций в области воспитания.

Задачи нового научно-исследовательского центра:

  • поиск закономерностей в онтологическом поле средового подхода, развитие научных идей и технологических решений применительно к особенностям академической среды вуза и образа жизни студента, рассматриваемого как способ достижения целей профессионального воспитания;
  • трансфер  средовой модели воспитательного процесса, координацию средообразовательной деятельности и экспертизу результатов воспитания средой в вузе и в образовательных организациях.     

Возглавит центр Юрий Мануйлов - доктор педагогических наук, профессор, основатель современного научного направления в педагогике, вышедшего из научной школы академика Л.И.Новиковой. Юрий Мануйлов ввел в педагогику термин «средовой подход». Основная концептуальная идея ученого в понимании среды как средства воспитания.

Елена Илалтдинова, врио ректора Мининского университета:

 «У нас большие ожидания относительно развертывания в Мининском университете научной школы Юрия Мануйлова. Мы уверены, что исследования средового подхода в воспитании в новых условиях обогатят теорию воспитания, практику управления воспитанием в школах, будут способствовать повышению готовности наших студентов к реализации воспитательной функции в школах в сложных современных условиях, не способствующих использованию прямых воспитательных средств и реализации открытой педагогической позиции учителя-воспитателя».

Юрий Мануйлов, доктор педагогических наук, профессор:

 «Средовой подход к воспитанию - это управленческая стратегия, стратегия опосредованного, осуществляемого через среду, управления воспитанием. Это принципиально новое, прорывное в теоретическом и технологическом плане педагогическое направление, не имеющее аналогов ни у нас в стране, ни за рубежом. Средовой подход - один из четырех известных нам инструментальных подходов: личностного, деятельностного, ситуативного»

Справка:

В Мининском университете целенаправленно проводятся исследования в области воспитания. С 2003 года действует исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С.Макаренко». Результаты деятельности ее коллектива высоко оценены присуждением Премии Правительства РФ в области образования. Педагогика А.С. Макаренко – это практико-ориентированная, социально-активная и ответственная перед человеком и обществом наука. А.С. Макаренко разрабатывает педагогику, как подлинную опытно-экспериментальную науку, которая может приближаться к точности естественно-научного знания. Средовой подход в воспитании онтологически связан с методологией педагогики А.С. Макаренко, в основе которой логика педагогической целесообразности, соответствие жизненным потребностям общества и личности, уклад жизни образовательной организации как главный фактор воспитания.

 

Поделиться