Кто будет следить за временем на "домашку" и чего ждать от эксперимента с оценками за поведение? Эксперты - о главных школьных новинках

Кто будет следить за временем на
Этот учебный год для российских школ - не просто очередной, а новый по-настоящему

Изменения в нагрузке на учителей и школьников, особые требования к домашним заданиям и планированию уроков, пилотный проект по выставлению оценок за поведение и многое другое. Большинство новинок определяет приказ Минпросвещения № 704, который вступил в силу 1 сентября 2025 года. У родителей и учителей - масса вопросов.

Кто и как будет следить за временем, которое школьники тратят на выполнение "домашки"? Что такое единое образовательное пространство? Чего ждать от эксперимента по введению оценок за поведение?

Об этом в редакции "Российской газеты" мы поговорили с экспертами - непосредственными разработчиками многих новых норм.

Посмотри на часы

Тема, от которой не первый месяц всех потрясывает, - домашние задания. Глава Минпросвещения уже высказался: отменять домашку нельзя. Дети, конечно, надеялись… Но обещают: домашних заданий станет меньше. Каким образом?

Оксана Адамовская, ученый секретарь Института развития, здоровья и адаптации ребенка:

Домашняя работа - это закрепление материала, его повторение, углубление знаний. Поэтому, конечно, отменять ее нельзя. Но можно предлагать разные форматы: не только задания из учебника, но и творческие работы, проекты, исследования…

…Которые будут делать, конечно, родители…

Понимаю вас. Мамы и папы действительно жалуются, что дети перегружены разными проектами, особенно в начальной школе, и вся нагрузка в подготовке этих проектов переходит на родителей. Ведь в началке дети не умеют еще толком использовать компьютер, находить нужные материалы и т.д. Но, так или иначе, домашняя работа способствует развитию учебной самостоятельности. Это важный навык. У нас в документах регламентирована продолжительность выполнения домашнего задания именно для того, чтобы не было перегрузки. И учитель должен подобрать такой объем домашнего задания, чтобы ребенок выполнял его в первом классе не более часа, а в старших классах - не более 3,5 часа.

Откуда учителю знать, сколько времени каждый ребенок тратит на выполнение домашней работы?

Оксана Адамовская: История сложная. Потому что мы понимаем: все дети, конечно, разные, и этого нельзя не учитывать.

- Как и то, что после школы ребенку нужно отдохнуть, желательно сходить погулять. И только потом садиться за уроки. Как показывают физиологические исследования, основной подъем умственной работоспособности у детей выпадает на вторую половину дня. То есть это промежуток между 15 и 18 часами. Это идеальное время для выполнения "дз".

Отменять домашнее задание нельзя. Но можно предлагать разные форматы: не только задачи из учебника, но и творческие работы, проекты, исследования

Мы проводили мониторинг: разброс по времени выполнения домашней работы огромный. Есть дети, с которыми домашку делают родители: мама рядом сидит, активно участвует, помогает, поясняет. И ребенок уроки делает быстро, укладывается в нормы. А кто-то сидит - одним глазом в телефон, другим в телевизор и только потом - в учебник. Конечно, есть дети, которые даже без отвлекающих моментов работают долго, не все могут работать самостоятельно - где-то объективно нужна помощь родителей. Поэтому сейчас идет работа по определению уже не времени выполнения, а объемов заданий на дом. Это, надеемся, поможет учителю задавать столько домашки, чтобы ребенок уложился во все нормативы.

У меня двое детей - 4-й и 6-й классы. Читаю: 4-й класс - не более 2 часов, 6-й - не более 2,5 часа на дз. Мне нужно теперь ставить таймер и следить, чтобы дети укладывались в эти рамки?

Оксана Адамовская: Следить надо за тем в первую очередь, чтобы дети не делали уроки два часа без перерыва. Обязательно нужны пятиминутки отдыха между заданиями. И хорошо бы в это время позаниматься чем-то динамическим: походить, попрыгать. И за временем следить тоже не помешает - хотя бы уже для того, чтобы потом помочь нам в мониторинге. И школам не помешает такие внутренние опросы проводить.

Сегодня каждый учитель задает домашнее задание без оглядки на коллег. Нет такого педагога, который бы зашел в электронный журнал и просуммировал бы все домашнее задание на следующий день, оценив время, которое ребенок примерно потратит на подготовку. Если на завтра стоят подготовка проекта, доклад, стихотворение наизусть, пять упражнений по математике и три упражнения по русскому, конечно, в два часа никто не уложится.

Может, нужен "конструктор домашних заданий", по аналогии с тем, что учителя используют для составления расписаний?

 Оксана Адамовская: Об этом можно подумать, но в некоторых школах, кстати, подобные схемы уже работают.

 

Разгрузочный день

В топе новостей теме домашки не уступает история с сокращением в целом нагрузки на школьников - определено максимальное число учебных часов, начало и конец учебного дня. По данным опросов, около 80% испытывают состояние перегруза от занятий. Станет легче?

Оксана Адамовская: Как показывают наши исследования, в большинстве случаев дети перегружены вовсе не уроками. Школа в основном четко соблюдает все санитарные нормы и правила. Возможно, не очень рационально составляют расписание. Но количество уроков соблюдается. А вот перегрузка идет за счет того, что сразу после школы ребята бегут на различные кружки, секции - до самого вечера. А потом в ночь еще и домашнее задание.

Нельзя делать домашку два часа без перерыва. Обязательно нужны пятиминутки отдыха между заданиями: походить, попрыгать

Елена Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка: У нас есть санитарные нормы и правила, которые определяют трудоемкость учебных предметов. У каждого свой коэффициент трудности. А при составлении расписания, увы, не всегда это учитывают. И получается, что урок физкультуры ставится первым или, допустим, третьим. А желательно физкультурой завершать учебные дни. Или в расписании появляются сдвоенные уроки с высоким коэффициентом сложности. Происходит неравномерное распределение нагрузки, и нет учета пиковых дней, когда самая высокая работоспособность у детей. Как правило, она нарастает от вторника к среде и сохраняется в четверг.

 

А какие предметы самые сложные?

Елена Приступа: Математика, физика, например. У математики коэффициент сложности - 8. А у урока физкультуры - единица. Для каждого класса есть коэффициент общей нагрузки в день. Например, для первого класса в понедельник - 19. Среда - 26. Задача того, кто распределяет уроки на день, - не выйти за рамки этих цифр. Так что составление расписания - та еще математика. В помощь учителю разработаны 30 вариантов расписаний, которые помогут максимально приблизиться к соблюдению норм.

Звучит удобно. Но есть загвоздка: учителя стонут от обилия бумажной, часто совершенно ненужной работы. Да, закреплены 5 документов, сверх которых нельзя ничего требовать. Но требуют - отчеты для региональных министерств, запросы от разных организаций и т.д. Что делать?

Максим Костенко, директор Института содержания и методов обучения: В одну из школ пришел запрос из Россельхознадзора: "Гречка какого сорта и какого производителя используется в столовой?" Это нонсенс.

Есть письмо, подписанное министром просвещения Сергеем Кравцовым и руководителем Рособрнадзора Анзором Музаевым. Условное содержание: "Сегодня практически вся статистика есть в цифре, в открытых источниках: берите, что вам нужно, не нагружайте школу излишними запросами и процедурами". Ссылаясь на это письмо, директора школ имеют полное право отказываться от любых непрофильных запросов. Кроме, конечно, запросов от правоохранительных органов.

У математики коэффициент сложности - 8. А физкультуры - 1. Поэтому физкультурой желательно завершать учебный день, а ее часто ставят в начале или в середине дня

Елена Приступа: Кстати, те пять документов - рабочую программа по предмету, характеристику на школьника (по необходимости), журнал успеваемости (как правило, электронный), журнал "внеурочки" и план воспитательной работы - сегодня можно заполнять через электронные цифровые помощники. Это экономит время и снижает нагрузку.

Максим Костенко: Работает портал "Единое содержание общего образования", мы его называем полушутя "Госуслуги для учителя". Это цифровая платформа методической помощи для педагога. Там можно найти любую информацию - нормативную, методическую, правовую. И есть доступ к онлайн-конструкторам рабочих программ по каждому предмету с автоматическим поурочным, календарно-тематическим планированием. Плюс ко всему с нашими партнерами - обществом "Знание", Российским военно-историческим обществом, Российским географическим обществом - мы, что называется, "прикручиваем" к рабочим программам методические материалы. Пополняется электронная библиотека: сегодня практически по каждому учебному предмету есть цифровая разработка, которую учитель может использовать в своей работе. Десять минут - и у тебя рабочая программа готова, не надо тратить на это часы.

Интересно, что скажет на это среднестатистический педагог, работающий на две ставки и находящийся на грани профессионального выгорания. Ведь учителя здесь - в числе лидеров…

 

Максим Костенко: Это очень серьезный вопрос. Настолько, на него обратил внимание президент Владимир Путин. Он говорил о необходимости вводить бережливые технологии в практику образовательных организаций. Ключевая идея - бережное отношение друг к другу.

Сейчас вместе с "Росатомом" мы ведем проект "Бережная школа" в семи регионах. За год сокращение отчетности на учителя - 53%. Учитель-предметник без классного руководства фактически выходит на нормативную нагрузку. То есть он делает то, что и должен делать. И это важнейший фактор профилактики профессионального сгорания, а стало быть, приверженности профессии. При классном руководстве, конечно, возникает дополнительная нагрузка. И с этим еще нужно поработать в ближайшее время.

Элина Третяк, доцент факультета "Дистанционное обучение" Московского государственного психолого-педагогического университета: В нашем вузе проводятся многочисленные исследования профессионального выгорания учителей. И особое внимание здесь как раз - безопасной среде и атмосфере в коллективе.

В качестве профилактики профессионального выгорания людям помогающих профессий, в том числе педагогам, рекомендуют обращать внимание на общение с коллегами, регулярный отдых от работы, физическую активность.

 

Выйди и зайди нормально

Оценки за поведение: большинство родителей - "за". Но есть опасения насчет объективности. Кто и как будет ставить "неуды" и "двойки"?

Елизавета Хамраева, замдиректора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания: На мой взгляд, это дело классного руководителя. Я бы сказала, что эта функция для него сродни родительской.

Думаю, что оценивание поведения - не совсем оценка. Это некая система ценностей, которая должна подвести нас к воспитательному идеалу.

Лидия Москаленко, научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания: Пилотный проект стартовал в 7 регионах для учеников 84 школ. Конечно, логичнее всего эту оценку проводить через классного руководителя. Но родители опасаются, что тогда оценка будет субъективной. Поэтому на время пилота привлекаем к этому не только классных руководителей, но и педагогов-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов. Мы предлагаем, чтобы и класс в этом каким-то образом участвовал. Но так, чтобы все это не скатилось в публичную "порку".

По каким критериям решено оценивать поведение?

Лидия Москаленко: Их пять: дисциплинированность, соблюдение норм общения с детьми, со взрослыми, социальная активность и правомерное поведение.

Социальная активность - это что?

Лидия Москаленко: Например, участие в общественной жизни класса, в каких-то гражданско-патриотических мероприятиях. Сюда же входят успехи ребенка вне школы. И посещение урока "Разговоры о важном". Очень много поступало вопросов о том, что эти занятия никак и нигде не оцениваются, хотя входят в учебный план.

Самое важное: на что будет влиять оценка за поведение? Планируется ли добавлять ее в аттестат?

Лидия Москаленко: Эксперимент идет в 1-8-х классах, так что на данный момент про аттестаты речи нет. Это пока попытка посмотреть, насколько показатель фактического поведения соответствует показателям социального поведения ребенка, установленным в нашем обществе. Некая мера профилактики.

Елизавета Хамраева: А еще это возможность поработать с представлениями родителя о своем ребенке. Ведь зачастую мы не видим тех качеств в своих детях, которые проявляются вне родительского участия, в школе. Вообще, есть ощущение, что оценка поведения еще вскроет очень многие вещи. Я ранее говорила о "воспитательном идеале". На мой взгляд, у всего общества сегодня огромная проблема в понимании, что это такое. Может, оценивая поведение школьника, мы задумаемся, а что для нас самих воспитательный идеал, соответствуем ли мы ему? Это тема для размышления.

Слова "единое образовательное пространство" - а это теперь главное понятие - многих пугают. "Единое" слышится как "одинаковое". А значит, как будто без творчества. Где правда?

 

Максим Костенко: Единое образовательное пространство как нормативно-правовая категория существовало еще на заре российского закона "Об образовании" 1992 года. Оно предполагало некие рамки, внутри которых каждая школа будет автономна. Автономия эта обернулась тем, что примерно до 2020 года в 40 тысячах наших школ фактически было 40 тысяч разных образовательных программ. Вы удивитесь: было более 60 вариантов программ по истории России, 100 вариантов "математик". Ребенок, приехав в Москву, например, из Тамбова, мог в новой школе не понимать, о чем речь, так как учился совсем по другой программе. И сейчас мы, наконец, идем к тому, чтобы в полной мере начал исполняться принцип, который заложен в Конституции России - равные условия обучения, воспитания и развития для каждого из 18 миллионов школьников во всех 40 тысячах школ. А вот уже от педагога, от его профессионализма и как раз творчества зависит, как подать единый по содержанию материал. То есть в ближайшие годы мы, напротив, ожидаем максимального развития педагогического методического мастерства и творчества. И учитель математики, и учитель истории, да любой педагог имеет массу возможностей преподавать в своем стиле то содержание, которое заложено в едином стандарте.

Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета: Учитель приходит в класс или преподаватель - аудиторию вуза, и лекцию или урок на одну и ту же тему может читать за день несколько раз - и каждый раз по-разному. Разные дети перед ним, настроение разное. Он актер, который играет пьесу уже раз двести, но всегда - по-разному. И здесь, конечно, во главе угла творчество и методическое мастерство. Очень важно, чтобы через разнообразие приемов, методических, технологических да и эмоциональных приемов мы смогли донести это единое содержание. И сейчас нашим педвузам, организациям дополнительного профобразования и повышения квалификации необходимо возрождать методическую поддержку учителей, возрождать преподавание методики в вузах. Этот момент, увы, в свое время был практически утерян.

 


Ольга Катушенко, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Мининского университета прокомментировала ситуацию со стороны вуза, готовящего будущих учителей:

«Нововведений действительно много, мы находимся в процессе создания единого образовательного пространства – с общими для всех школ, понятными, четко прописанными стандартами.

Одно из наиболее важных нововведений, на мой взгляд связано с нормированием контрольных работ (не более 10% от общего времени на предмет). Это отличный пример реализации здоровьесберегающих технологий!

Апробация оценки поведения в пилотных школах показала, что такая оценка может быть мощным инструментом позитивной мотивации. И задача современного учителя заключается в грамотном применении этого инструмента для поддержки качественного образования и здоровой атмосферы в школе.

Преподавая дисциплину «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности»  в Мининском университете, мы подробно знакомим студентов со всеми последними изменениями. Готовим к предстоящей производственной практике и дальнейшей работе в школах – в стандартах нового времени», – подчеркнул наш эксперт.

Поделиться

Другие новости по теме

Российские педвузы в рамках научно-исследовательских работ укрепляют позиции русского языка за рубежом
Подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации вузы в 2024 году выполнили 26 научно-исследовательских работ (НИР) по продвижению русского языка и российского образования за рубежом.
В Минпросвещения России открылась выставка «Память поколений: молодые художники – о войне и мире»
В Министерстве просвещения Российской Федерации 3 сентября торжественно открыли выставку творческих работ студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского пе