Хорошим быть плохо: как из послушных мальчиков и девочек вырастают булли

Хорошим быть плохо: как из послушных мальчиков и девочек вырастают булли
Педагоги кафедры практической психологии Мининского университета провели семинар-тренинг «Проектирование профессиональной позиции педагога-психолога в ситуации школьного буллинга» для студентов университета и педагогов-психологов Нижнего Новгорода.

На семинаре участники обсудили основные вопросы, касающиеся буллинга: терминологию, способы его выявления и предотвращения. Также участники отработали полученные знания на практике: на примере реальных ситуаций разобрались, что является и не является буллингом, какие разновидности буллинга существуют, как действовать в различных обстоятельствах.

  1. Почему тема важна? 

Статистика говорит о том, что за последние три года в 70% детских суицидах причиной является буллинг. Также на протяжении последних трех лет заметен стабильный рост факторов, подтверждающих наличие буллинга в школах. 

Первым, кто начал изучение социального явления, называемого сейчас буллингом, стал шведский школьный врач Петель-Пауль Хайнеманн. В 1969 году он опубликовал статью о социально-психологической стороне травле, вызвавшую тогда общественный резонанс. Но само явление, пусть и не имевшее термина, существовало всегда: с тех пор, когда люди стали объединяться в малые социальные группы.

На одном из подобных семинаров я задала вопрос учителям: есть ли в ваших школах буллинг? Ответ был единогласным: нет. Только к концу занятия выяснилось, что каждый из присутствующих так или иначе сталкивался с этим явлением. Буллинг существует без исключения везде: в детском саду, школах или взрослых коллективах. Такова природа человека, - заведующая кафедрой практической психологии, кан. псих. н., доцент Елена Кочнева.

На семинаре-тренинге участники вместе с преподавателями Мининского университета выявили причины этого явления. Оказалось, что за агрессивным поведением чаще всего кроются детские психотравмы и взаимоотношения в семье. “Хорошими делами прославиться нельзя”, - пела старуха Шапокляк и с точки зрения психологии была права. Мы с детства внушаем ребенку, что надо быть хорошим. Но чаще “быть хорошим” - означает быть как все. При этом человеку важно осознавать свою уникальность, значимость, поэтому может включиться психологический компенсаторный механизм. Заявить о себе, продемонстрировать индивидуальность проще девиантным или просто непринятым в обществе поведением. 

Социальная психология говорит о том, что в малой социальной группе всегда существует структура. Исследование Мининского университета показало, что социометрическая позиция (позиция в структуре) школьника имеет корреляцию с его ролью в структуре буллинга. В исследовании приняли участие 65 учеников 7-8 классов: 31 девочка и 34 мальчика. Исследователи пришли к выводу, что инициаторами буллинга в основном становятся “отвергаемые” и “лидеры”, то есть две крайние позиции структуры. Чаще жертвами буллинга становятся дети, чей социометрический статус невысок (отвергаемые и принимаемые). Но и так называемые “звезды” тоже становятся объектами травли. (Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга)

  1. Как педагогу понять, что ребенок стал жертвой буллинга?

 Прежде всего - наблюдать. Наблюдать за классом в столовой, на уроке, на перемене. Владеть информацией от родителей о поведении ребенка дома.  Насторожить должно любое изменение поведения, как в позитивную, так и в негативную сторону. Повышенная активность, резкое улучшение успеваемости, наравне с замыканием в себе и плохим настроением являются признаками буллинга. Позитивные, на первый взгляд, изменения поведения могут говорить о компенсации угнетенного состояния ребенка. Так он стремится доказать, что не хуже и не слабее тех, кто его обижает. 

В диагностике ситуации важно четко отличить буллинг от конфликтной ситуации или ситуативного эмоционального всплеска.

Компоненты буллинга:

  • неоднократность (один и тот же человек или группа вредит кому-то несколько раз. Буллинг - это не случайный разовый спор или драка);
  • преднамеренность (человек причиняет психологические или физические страдания другому намеренно. Дружеская игра или розыгрыш - не буллинг);
  • боль (могут пострадать психологическое или физическое здоровье. Боль может быть видимой или скрытой от других);
  • трудно защитить себя (силы в травле всегда неравны. Жертва может быть физически слабее, богаче или беднее, или может просто отличаться от остальных).

Насилие можно разделить по среде, в которой оно происходит:

  • оффлайн среда: буллинг, моббинг, хейзинг, колумбайн
  • онлайн среда: кибермоббинг, кибербуллинг 
  1. Как справится с буллингом? 

Объектами буллинга не всегда становятся дети: он может быть направлен и на учителя, и от учителя к ученику.

“Я помню, как на одном из практических семинаров для педагогов мы выяснили, что одна молодая учительница подвергается буллингу со стороны детей. Об этом молчаливо знала администрация школы и коллеги. Мы провели психологическое упражнение - моделирование ситуации, где учитель была объектом психологической атаки. Тактика ее поведения заключалась в “убегании” - не самом эффективном из всех возможных способов выхода из ситуации, - Елена Кочнева.

Способы поведения в ситуации буллинга универсальны: 

  1. Повышать самооценку. Жертвами буллинга чаще становятся те, кто страдает комплексом неполноценности, не считает себя значимой частью коллектива, смирился с насилием, верит, что заслуживает этого. 
  2. Развивать социальные навыки. Коммуникабельность  и дружелюбность привлекут на вашу сторону “защитников” - тех, кто в случае травли будет на вашей стороне.
  3. Расскажите о проблеме. Обязательно найдутся люди, способные вам помочь. Психолог, друг, руководитель - главное не оставаться наедине с проблемой.
  4. Не бойтесь дать отпор. Человек, который стремится обижать других, с большой долей вероятности самоутверждается, транслирует паттерны поведения своей семьи. Иногда для прекращения буллинга жертве достаточно показать равенство инициатору. Ведь обижать слабых легко, а вот смелости унизить сильных у буллей как правило не хватает.

Что касается профилактики буллинга, то педагоги Мининского предлагают применять различные формы работы в школе:  уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игро-терапия, сказко-терапия, дискуссии, игры-размышления, просмотры видеоматериалов и фильмов, индивидуальная работа с неблагополучными школьниками.

Проблема буллинга серьезна своими последствиями. Кроме самых печальных, это психосоматические реакции, защитное агрессивное поведение, дезадаптация, формирование стереотипов поведения, которые будут транслироваться в будущей семье жертвы или агрессора, и многое другое. В этом явлении необходимо взаимодействие трех сторон: администрации школы, родителей и учителя. От нас, как от педагогического вуза, зависит методическая подготовка будущего педагога к различным сложным психологическим ситуациям,  в т.ч. буллингу. Подобные семинары Мининский проводит регулярно: мы стремимся не просто обучить студента, но и оказывать всестороннюю поддержку школам, богатый научный и практический опыт нам это позволяют, - ректор Мининского университета Виктор Сдобняков.

Также преподаватели университета считают, что первоочередным в профилактике буллинга в школе является создание безопасной среды. Она состоит из обучения и поддержки учителей, вовлечения учащихся и родителей, методов позитивного воспитания, четкой политикой в отношении насилия, работающих механизмов оказания помощи и иных направлений.

Поделиться