Кафедра общей и социальной педагогики делится своим опытом дистанционного взаимодействия со студентами

Экстренный переход на дистанционное обучение как многогранная организационная трансформация позволил открыть новые грани и возможности обучения, взаимодействия преподавателя и студента, обучающихся между собой, руководителя образовательной программы с преподавателем, сотрудников деканата с заведующими кафедрами.

Дистанционный формат обучения породил множество трудностей, среди них организация потоковых лекций, групповых консультаций по различным видам практик, проведение заседаний кафедры и т.д. И, как следствие, актуализировалась необходимость интеграции и параллельного использования традиционно применяемой в Мининском университете платформы MOODLE с другими информационно-коммуникационными технологиями.

 Особое внимание кафедра общей и социальной педагогики уделяет организации дистанционного взаимодействия с обучающимися в рамках потоковых занятий. Сложность этой работы заключается  в необходимости одновременного подключения большого количества человек (до 200) на длительный промежуток времени (продолжительность занятий 1,5 часа).

Одной из эффективных технологий, реализуемых кафедрой общей и социальной педагогики в решении данной проблемы стала технология платформы Cisco Webex - облачные сервисы для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио, видеосвязью и инструментами совместной работы над документами.

К достоинствам Cisco Webex для проведения потоковых занятий следует отнести:

  • возможность одновременного бесплатного подключения большого количества обучающихся (до 1000 человек). При этом связь полномасштабная с возможностью демонстрации каждому участнику материалы с рабочего компьютера: презентация, видеофрагмент, аудиозапись, схему и прочее. 
  • обучающиеся имеют возможность обмениваться документами, сервисами и т.д. 
  • общение внутри данной технологии может не ограничиваться обменом сообщениями с помощью инструмента “чат”. Лекционное занятие предполагает активную позицию студента в образовательном процессе. Проведение диалога в условиях дистанционной потоковой лекции обеспечивается предоставлением слова желающему выступить по значку “поднятая рука”.
  • для подведения итогов занятия традиционно проводится опрос с помощью инструмента “Google-анкета”, позволяющего не только понять уровень усвоенности материала, но и получить актуальную информацию об отсутствующих студентах. 

Кафедра общей и социальной педагогики в настоящий момент апробирует проведение кафедральных заседаний с применением этой платформы.

Платформа ZOOM позволяет проводить онлайн-лекции с умеренно большим количеством слушателей (от 3 до 100 человек), ее простой интерфейс позволяет без специальных знаний создать конференцию и пригласить слушателей посредством сообщения через почтовые мессенджеры. Обучающиеся имеют возможность задавать интересующие вопросы в чате и оперативно получают ответ лектора. Также достоинство данной платформы -  возможность создания зала конференции, в который преподаватель формирует отдельные команды обучающихся исходя из образовательных целей 

Организация практических занятий, которые в условиях традиционного обучения представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, в дистанционной форме также приобретают свою специфику. Традиционная подготовка доклада микрогруппой, выступление по технологии “микропреподавание” значительно трансформируется с применением Google-сервисов. Обучающиеся, объединившись в микрогруппу, создают Google-документ, в котором формируется теоретическая часть их выступления. Плюсом данного формата работы в том, что студенты видят изменения, которые вносятся каждым участником команды в документ в online-формате. Данный формат избавляет их от лишних операций, связанных с постоянной отправкой версий документа на электронную почту или социальные сети для обсуждения работы. При необходимости возможна работа и в офлайн (без интернета). После подготовки текста доклада студенты переходят к составлению Google-презентации.  В данном сервисе в  распоряжении студентов будет множество тем, шрифтов, встроенных видео, способов анимации и других средств. 

Непосредственно на практическом дистанционном занятии команда студентов защищает свою работу с помощью инструментов Cisco WebEx или Zoom. Используя данные технологии, студенты могут защищать созданную Google-презентацию, выводя её на экран для общего обозрения и принимать участие в дискуссии.

Также преподаватель может проверить результаты группового взаимодействия обучающихся в Google-документах и Google-презентациях. Особенно стоит отметить возможность просмотра истории всех когда-либо вносимых правок в Google-документ (при необходимости можно вернуться на несколько шагов назад, к более ранней версии, которая еще не подвергалась правкам, чтобы определить вклад каждого студента по работе над заданием). 

Для обучающихся-будущих педагогов практический опыт  дистанционного обучения с применением различных технологий и инструментов весьма полезен и значительно обогащает их профессиональные компетенции в сфере организации  учебно-воспитательного процесса, которые они успешно реализуют в последующей профессиональной деятельности.

 

Поделиться