19 декабря 2017 г. на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью (РУМЦ) Мининского университета состоялся Всероссийский форум «Инклюзивный вуз – модель управляемого будущего».
Цель форума — создание условий для диалога между вузами, организациями и ведомствами по вопросам развития инклюзивного высшего образования.
В форуме приняли участие представители министерства образования и государственной службы занятости населения Нижегородской области, руководители организаций СПО, школ, вузов Нижнего Новгорода, а также коллеги из РУМЦ Новосибирского государственного технического университета. От министерства образования и науки РФ в качестве эксперта и ведущего спикера на форуме выступила Серебрянникова Ольга Анатольевна — советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования, координатор проекта повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ (г. Москва).
Форум включил в себя несколько мероприятий: пленарную сессию, круглый стол и проектную лабораторию по разработке моделей работы со студентами, имеющими ОВЗ и инвалидность в образовательном и социокультурном пространстве вуза.
Открывая форум, проректор Мининского университета по административной деятельности С.К. Курицын особо отметил необходимость формирования инклюзивной культуры общества, воспитание молодых людей в духе толерантности и естественного принятия факта совместной учёбы, работы, общения с людьми, имеющими инвалидность. Станислав Константинович обратил внимание коллег на формирование активной жизненной позиции ребят, имеющих ограниченные физические возможности. Идею развития активности самих студентов с инвалидностью поддержал спикер форума, профессиональный коуч и консультант в области построения карьеры российского общественного общества инвалидов «Перспектива» Павел Тютрин (г. Москва). В качестве примера он привёл опыт западных стран, в которых не принято говорить о трудоустройстве инвалидов отдельно от категории здоровых людей.
Другой важной темой выступлений форума стала идея необходимости межведомственного, межвузовского, межпрофессионального взаимодействия. Директор РУМЦ Мининского университета, кандидат психологических наук, доцент Н.О. Леоненко отметила, что это является условием и инструментом развития инклюзивного высшего образования. РУМЦ должен являться площадкой для консолидации лучших практик и соавторства в разработке эффективных моделей работы с абитуриентами и студентами, имеющими инвалидность в вузе. Безусловно, в России есть успешный опыт инклюзии, но он достаточно разрозненный. Это связано с тем, что инклюзия законодательно утверждена в РФ относительно недавно — в 2012 году (ратификация конвенции ООН о защите прав инвалидов, которая была утверждена в 1975 году).
Н.О. Леоненко отметила, что внедрение разработанных моделей в общественную жизнь невозможно усилием только вузов. Инструментом реализации служит сетевое взаимодействие самых разных сторон. Директор РУМЦ акцентировала внимание участников форума на проблеме готовности общества к инклюзии. Государство предпринимает серьезные шаги по созданию безбарьерной среды для полноценной жизни инвалидов, в вузах ведется активная работа по адаптации образовательных программ, открываются ресурсные центры, центры коллективного доступа со специальным оборудованием для людей с ограничениями по слуху, зрению, проблемами опорно-двигательного аппарата. Однако самым серьезным барьером для инклюзии являются психологические и ценностные барьеры. Вузы должны взять на себя ответственность по управлению развитием инклюзивной культуры общества в регионе. Взаимодействие вузов с разными организациями и ведомствами выступает ключевым условием и ресурсом трансляции этих ценностей, конструирования культуры общества равных возможностей.
Также в ходе форума была организована проектная лаборатория. Участники попытались создать модели работы с позиций студентов, руководителей основных профессиональных образовательных программ, сотрудников деканатов, центров профориентации и содействия трудоустройству. В процессе работы проектной лаборатории были подняты такие темы как повседневное равнодушие людей к проблеме человека с ограниченными физическими возможностями. Это помогло осознать, что простые вещи (например, ступенька или отсутствие доброжелательности) для человека с инвалидностью могут стать непреодолимой преградой к получению образования и активной жизни.
За круглым столом форума было продолжено обсуждение роли РУМЦ в развитии высшего инклюзивного образования в России. Ключевыми вопросами стали современные методики профориентации и трудоустройства инвалидов в России и за рубежом (П.С. Тютрин, г. Москва), организация сетевого взаимодействия между вузами при обучении студентов с инвалидностью (Г.Г. Саитгалиева, Москва), роль и миссия РУМЦ по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования (О.А. Серебрянникова).