Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин» проходила на базе факультета гуманитарных наук в НГПУ им. К. Минина 20 – 21 апреля 2017 г. Актуальность ее проведения обусловлена введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в практику вузовского и школьного преподавания.
Актуальность конференции связана с тем, что изменения, происходящие в нашем обществе, требуют от современного образования переноса акцента с усвоения знаний на развитие ключевых компетенций, предполагающих способность комплексно решать жизненно-ориентированные проблемы. Интеграция учебных предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих переходу к компетентностной модели образования, обновлению его структуры и содержания.
Целевая аудитория - преподаватели филологических факультетов вузов, учителя-словесники образовательных учреждений всех видов и уровней, аспиранты, студенты-филологи.
В организации конференции принимали участие два структурных подразделения НГПУ им. Козьмы Минина: кафедра русского языка и культуры речи и кафедра русской и зарубежной филологии.
Состав организационного и программного комитетов:
Кафедра русского языка и культуры речи:
1) доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Н.Е. Петрова – член программного комитета конференции;
2) кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Н. В. Курылева – член организационного комитета конференции;
3) кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Ж.И.Можнова – член организационного комитета конференции;
4) доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи О. А. Пацюкова – член организационного комитета конференции.
Кафедра русской и зарубежной филологии:
1) доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии Н. М. Ильченко - член программного комитета конференции;
2) кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии А. Л. Латухина - член организационного комитета конференции.
В работе конференции приняли участие 73 человека.
Внешних участников – 62 чел. (85 %).
Из них: 23 учителя средних общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода; 15 преподавателей высших учебных заведений (города Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Сыктывкар, Глазов, Саратов, Ульяновск, Коломна, Липецк, Киров, Ялта, Арзамас, Дзержинск).
Внутренних участников – 11 чел. (15 %).
Конференция проходила в очном формате.
На пленарном заседании было заслушано 6 докладов.
Доклад доктора филологических наук, профессора, проректора по межрегиональной и международной политике МПГУ, председателя Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Л. В. Дудовой был посвящен проблемам преподавания русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе. В докладе была подчеркнута значимость создания единых образовательных программ по литературе, обозначена роль чтения в организации социокультурного пространства, проведено сопоставление массовой литературы и литературы классической в плане воздействия на читателя.
В докладе кандидата педагогических наук, доцента МГПУ И. А. Канунниковой была осмыслена сущность модульной, компетентностной и кредитной систем образования в вузах, раскрыта сущность интегративного подхода в содержании и организации модульного экзамена в магистратуре по программе «Информационно-коммуникационные технологии в филологическом образовании». На конкретном примере был рассмотрен образец электронного портфолио, где учитываются личностные, научные и творческие достижения обучающихся.
Доклад кандидата филологических наук, доцента МГПУ В. А. Кохановой был посвящен осмыслению преподавания учебной дисциплины в магистратуре на основе интегративного подхода. Докладчик проанализировал методы и технологии обучения филологическим дисциплинам на основе требований ФГОС. Особое внимание было уделено интерактивным образовательным технологиям. На конкретных примерах были показаны возможности таких технологий, как мозговой штурм, «шесть шляп мышления», кейс-технология, круглый стол, диалоговые технологии, портфолио.
В докладе доктора филологических наук, профессора НИУ ВШЭ Т. В. Романовой были детально рассмотрены лингвистические базы данных в преподавании гуманитарных дисциплин.
Кандидат филологических наук, доцент НИУ ВШЭ А. Ю. Малафеев рассмотрел систему современных компьютерных инструментов лингвистических исследований.
Учителя ГБОУ Многопрофильного лицея № 1799 г. Москвы С. Б. Алиева и М. Л. Бахтина представили практику проведения бинарного урока, возможности использования интерактивных образовательных технологий на школьном уроке, раскрыли пути развития творческого мышления учащихся.
На конференции работали четыре секции:
- Интеграционные технологии в преподавании лингвистических дисциплин;
- Интеграционные технологии в преподавании литературы;
- Художественный текст как дидактическая единица: методика интегративного комментария;
- Интеграционные технологии и формирование ключевых компетенций личности.
Двадцать первого апреля был проведен круглый стол с доктором филологических наук, профессором, проректором по межрегиональной и международной политике МПГУ, председателем Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Л. В. Дудовой. Она проанализировала современное состояние преподавания литературы в средней школе, обозначила перспективы гуманитарного образования и ответила на ряд вопросов участников круглого стола, среди которых были преподаватели вузов, школьные учителя, магистранты и студенты.
Встреча закончилась концертом, в котором принимали участие студенты Нижегородской консерватории и студенты НГПУ им. К. Минина.
По итогам конференции планируется издание сборника, в котором будут рассмотрены актуальные вопросы практической методики преподавания филологических дисциплин в начальной, средней основной и профильной школе, ссузе и вузе, системе дополнительного образования.
Результатом работы конференции станет описание различных технологий, применяемых в учебно-педагогической практике: технологии развития критического мышления; интеграционных и мультимедийных образовательных технологий; коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного технологических принципов; дидактического моделирования; метода проектов; текстоцентрического, компетентностного и культурологического подходов к проведению интегративных занятий.