14 мая прошел финал регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». Победителем стал Дмитрий Комиссаров, выпускник Мининского университета. (2017 год выпуска, профиль: «Информатика и физика»). Мы узнали у молодого педагога, как заинтересовать учеников и как найти творческий подход в преподавании своего предмета.
Дмитрий работает учителем физики с 7 по 11 классы в своей родной средней школе № 5 Лыскова с 2016 года.
Почему выбрали именно эту специальность и почему именно педагогика?
Мне нравится физика еще со школьной скамьи. Физика — предмет интересный, увлекательный, который предполагает много экспериментов. Со школы мечтал стать учителем. Когда проходили уроки физики, то сам придумывал, а как бы я преподнес ту или иную тему, будь я на месте учителя, и у меня рождались идеи. Педагогика – это мое призвание, моя мама — педагог, поэтому я знал все тонкости профессии. После окончания школы я устроился работать вожатым в детский лагерь и окончательно понял, что это точно моя сфера деятельности. У меня не было сомнений, куда поступать. Мининский – единственный вуз в области, который готовит педагогов.
Какие проекты вместе со школьниками Вы реализуете? Какими примерами уже можете поделиться?
В школьные годы мне удалось организовать молодежное движение. Мы проводили акции: «Чистый берег», «Трезвые пробежки», организовали волонтерство в Лысковский детский дом. Сейчас со школьниками стараюсь так же интересно организовать внеклассную работу.
Действуют проекты:
- лагерь патриотической направленности с изучением истории и героев нашего края;
- я веду курс внеклассных часов, посвященных Великой отечественной войне — проект «Спасибо деду за победу», мы поздравляем ветеранов, занимаемся волонтерством;
- оформление кабинета: недавно в обязательную школьную программу был введен курс астрономии, я решил, что почему бы не сделать школьный планетарий, визуализировать Солнечную систему. Совместно с детьми мы соорудили планеты (папье-маше) в пропорциях, кроме Солнца. У нас также есть специальный стенд про Юрия Гагарина;
- Велотренажер, вырабатывающий электроэнергию. Благодаря такой собственной электростанции дети могут зарядить свои телефоны.
Хотим еще сделать ракету на сахарном топливе, эксперименты пока были неуспешными, но я считаю, что физика без экспериментов невозможна.
С этого учебного года, кстати, я являюсь классным руководителем 5 Б класса, мы уже успели сходить в походы, посетить хоккейные матчи сборной Лыскова по хоккею.
Местная газета, «Приволжская правда», организовала фотоконкурс «Селфи-субботник», по условиям которого нужно убрать территорию и выставить фотографию «до» и «после». Со своими ребятами 1 июня, в международный день защиты детей, мы пойдем в поход и примем участие.
Как заинтересовать школьников физикой?
Главное, чтобы один урок физики не был похож на другой. Например, я вожу своих учеников на экскурсии: с девятиклассниками мы ходили на электроподстанцию, ребята пообщались с теми, кто работает с трансформаторами, посмотрели, как все работает и выглядит. Такие уроки нужны, чтобы заинтересовать ребенка темой, чтобы затем он освоил теоретический материал и хорошо решал задачи.
Какие у вас есть методические находки?
Часто на уроках я импровизирую, еще мне всегда помогают наблюдения.
Не секрет, что на задние парты садятся те, кому не интересен предмет. Например, как-то раз за перемену я написал весь опорный конспект на доске и свой урок начал с задних парт при помощи лазерной указки. Ребята были вынуждены работать, предмет их заинтересовал. Каждый раз нужен индивидуальный подход. Но спустя какое-то время, оглядываясь назад, понимаю, что свои уроки я мог сделать еще лучше.
Почему решили принять участие в конкурсе «Учитель года»? Как проходила подготовка?
В том году я был зрителем на этом конкурсе, понял, что нас, таких энтузиастов, много! Очень вдохновило выступление учителя года — Сергея Лебедева. С лета прошлого года я начал готовиться. К новому году у меня было все готово, в феврале выступил на муниципальном этапе, одержал победу и меня пригласили на региональный этап. Всего было 4 конкурсных задания: видео открытого урока, эссе, презентация педагогического опыта, интернет-ресурс. Всего было 35 участников, в финал вышли всего 15 педагогов. Далее мы представляли образовательный проект, в итоге, после конкурсных испытаний, нас осталось пятеро. Это был долгий путь.
Какой образовательный проект Вы представляли?
Я представлял свой образовательный видеоблог для детей, которые пропустили уроки по той или иной причине и им нужно самостоятельно изучить материал.
Я визуализирую уроки физики, объясняю не более 15 минут. Результат я увидел сразу, поэтому в планах записать весь курс физики с 7 по 11 класс. Пока готово только 8 уроков для 7 класса. Я предложил другим учителям объединиться.
Откуда черпать вдохновение для такого творчества в профессии?
От детей! Нужно видеть, что им интересно, но нужно и сделать так, чтобы им было интересно. Спасибо Мининскому и преподавательскому составу университета. У нас была очень сильная подготовка! Отдельно спасибо Н.И. Февралевой, которая поддержала меня, когда я только начал свою педагогическую деятельность, еще будучи студентом.
Что пожелаете нашим студентам, молодым педагогам: как не растеряться в начале профессионального пути, а в дальнейшем избежать эмоционального выгорания?
Не бояться пробовать себя в педагогике: в Мининском всегда поддержат, пойдут навстречу, если ты уже работаешь. Есть много возможностей реализовать себя: поехать в лагерь, например. Кстати, в школе к молодым педагогам относятся доброжелательно. У меня очень много идей, о эмоциональном выгорании даже и речи не идет, было бы только время! Стремитесь и покоряйте новые вершины! Желаю Мининскому воспитать еще не одно поколение «учителей года»!
Уже осенью Дмитрий Комиссаров примет участие в федеральном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года», который пройдет в городе Грозном. Желаем удачи!