Философия учительства

Философия учительства
В зале редкой книги открылась выставка изданий, посвященная Учителю.

На выставке представлены издания XIX-  начала XXвв.  Это труды отечественных и зарубежных педагогов: 

  • Я. А. Коменского «Великая дидактика» (1893 г.),
  • И. Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда» (1893 г.),  
  • Ф. Э. Бенеке «Руководство к воспитанию и учению» (1872 г.), 
  • Н. Ф.Бунакова «Школьное дело» (1886 г.), 
  • Н. А. Лавровского «О древнерусских училищах» (1854 г.), 
  • С. А. Маслова «О распространении грамотности в России на религиозно-нравственном основании» (1849 г.), 
  • М. А. Олесницкого «Полный курс педагогики» (1895 г.), 
  • К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1873 г.), 
  • В. Я.  Стоюнина«Педагогические сочинения» (1892), 
  • М.Б. Чистякова «Курс педагогики» (1875 г.), 
  • М. И. Демкова «Педагогика западноевропейская и русская» (1911 г.).

Читатели могут увидеть и познакомиться с изданиями зарубежных философов по вопросам воспитания и обучения:

  • И. Канта «О педагогике» (1907 г.), 
  • Г. Спенсера «Воспитание умственное, нравственное и физическое» (1906 г.), 
  • П. Наторпа «Философия как основа педагогики» (1910 г.), 
  • Ф. Рабле «Мысли о воспитании и обучении» (1896 г.),  
  • О.Вилльмана «Дидактика как теория в ее отношениях к социологии и истории образования» (1904 г.), 
  • Ф. Паульсена «Падагогика» (1913 г.), 
  • Ю. Бауманна «Введение в педагогику. История педагогических теорий» (1905 г.). 

На рубеже XIX –  начале XX века возникает новое течение – «экспериментальная педагогика». В России активным её поборником становится А. П. Нечаев. Педологические курсы, открытые А. П. Нечаевым в Петербурге, потом по его инициативе и при его участии были преобразованы в Педагогическую академию, которая существовала с 1907 по 1915 год. Педагогическая академия была призвана готовить высококвалифицированных педагогов, экспертов по вопросам народного образования, руководителей учебных заведений, школьных врачей, организаторов внешкольного просвещения. Среди преподавателей Педагогической академии были известные ученые и педагоги: И. П. Павлов, Г. А. Фальборг, Н. И. Кареев, Бодуэн-де- Куртене, М. М. Ковалевский, А. П. Нечаев, Е. В. Тарле, П. Г. Мижуев и другие.

При Педагогической академии был организован выпуск серии изданий по педагогике и психологии «Педагогическая академия в очерках и монографиях. (Воспитание в семье и школе)/под общей редакцией А. П. Нечаева». С 1909 по 1914 год вышло 15 томов этой серии. Почти каждая библиотека общеобразовательного учреждения старалась приобрести в фонд эти издания. В нашей библиотеке хранится почти полная коллекция выпусков этой интересной серии. Эти издания интересны и в полиграфическом отношении. Все они имели свой книжный знак, твердый переплет, в них помещалось большое количество иллюстративного материала. Издания ценны и тем,  в каждом из них содержится обширный список рекомендуемой литературы. Несколько выпусков серии излагали историю образования в России, историю педагогических идей, историю и современное для начала XX в. положение школы в Западной Европе и Америке.

На выставке представлено несколько изданий из этой серии: 

  • П. Ф. Каптерев «Современные педагогические течения» (1913 г.), 
  • С. А. Князьков «Очерк истории народного образования в России до эпохи Александра II» (1910 г.), 
  • Н. В. Чехов «Народное образование в России с 60-х годов XIX века» ( 1912 г.), 
  • «Очерки по истории педагогических учений» (1911 г.),  
  • П. Г. Мижуев «Современная школа в Европе и Америке» (1912 г.),
  • «Методы первоначального обучения: Ч.1. Русский язык. Начальная математика. Новые языки. История. (1911 г.), 
  • «Методы первоначального обучения: Ч.2. Естествознание. География. Рисование» (1912 г.).

На выставке представлены прижизненные издания педагогов, писателей и воспоминания учителей: 

  • В. П. Острогорский «Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851-1864): Биографические записки» (1895 г.), 
  • А. А. Велский (Великопольский) «Записки педагога» (1909 г.), 
  • Н. И. Пирогов «Собрание литературно-педагогических статей Н. И. Пирогова, вышедших в управление его Киевским учебным округом» (1861 г.), 
  • Л. Н. Толстой «Сочинения: Ч.4: Педагогические статьи. (1886 г.), 
  • Д. И. Писарев «Сочинения»: Ч.5. Статьи по воспитанию и образованию» (1866 г.) и др., 
  • П. П. Блонский «Трудовая школа: Часть 1-2» (1919 г.), 
  • В. П. «Предметный метод обучения» (1911 г.), 
  • В. Н. и С. Т. Шацкие «Бодрая жизнь: из опыта детской трудовой колонии» (1919 г.).

Один из разделов выставки посвящен нижегородскому учительству и истории образовательных учреждений Нижегородской губернии.  В числе наиболее интересных изданий – книга – А. Савельева «Очерк развития народного образования в Нижегородском уезде в связи с характеристикой его положения в России перед введением земских учреждений» (1900 г.), «Краткий очерк развития начального образования в Нижнем Новгороде» инспектора народных училищ Н. Иорданского получил золотую медаль за полноту освещения вопроса на Всемирной выставке в Париже в 1899 г., также представлены издания о подготовке учительских кадров.

Выставка работает в зале редкой книги библиотеки корпуса № 1 по адресу ул. Ульянова, 1, аудитория 207 по будням с 9:00 до 16:00.

Поделиться