Оперативный переход на формат дистанционного обучения позволил осуществить и понять новый потенциал процесса взаимодействия обучающихся и преподавателей. От педагогов и обучающихся потребовалась незамедлительная реакция для решения образовательных задач.
Безусловно, процесс реализации дистанционной формы обучения определил некоторые трудности в организации деятельности творческих специальностей и направлений факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, где реализуются программы «Продюсерство», «Дизайн и декоративно-прикладное искусство», «Графический дизайн», «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Перечисленные образовательные программы имеют специфические особенности, присущие творческим направлениям. В этой связи преподавателями данных направлений потребовалась изучение и подбор наиболее оптимальных цифровых сервисов для решения образовательных задач.
Для возможности реализации творческих видов деятельности и установления взаимодействия с обучающимися в рамках перечисленных образовательных программ в дистанционном формате на факультете используются следующие платформы:
- Платформа Cisco Webex;
- Платформа ZOOM;
- Сервис Pruffme;
- Skype.
- Jitsi
Данные сервисы позволяют не только общаться студентам и преподавателям онлайн, но и производить записи занятий, что дает возможность обучающемуся воспользоваться записью и неоднократно вернуться к рекомендациям преподавателей.
Важнейшим преимуществом данных сервисов для профиля «Музыка», например, является то, что обучающийся, прослушав запись занятия, может критически оценить себя «со стороны». Студенты могут исполнять инструментальные, вокальные произведения, при этом преподаватель осуществляет консультирование в режиме онлайн, и также может использовать метод «показа» для решения исполнительских, сценических задач.
Необходимо отметить, что в рамках образовательных программ «Продюсерство», «Музыка» существуют индивидуальные занятия по творческим дисциплинам, направленные на формирование компетенций в области драматургии (по специальности «Продюсерство»), а также на формирование исполнительских навыков (по профилю «Музыка»), которые также реализуются при помощи названных цифровых технологий.
С введением дистанционного обучения преподаватели кафедры средового и графического дизайна ищут новые способы оставаться на связи со студентами. Дистанционный формат с применением традиционной для вуза системы электронного обучения дополняется занятиями-консультациями отдельно с каждым студентом, что позволяет сохранить индивидуальный подход в обучении по многим дисциплинам творческой направленности, таким как «Пропедевтика», «Дизайн-проектирование». «Формообразование», «Макетирование» и др.
В режиме онлайн-конференции успешно прошли просмотры творческих работ и защита курсовых проектов у выпускной группы ДГ-16-1.
Некоторые преподаватели отмечают, что индивидуальные задания выполняются обучающимися более качественно, так как есть возможность более глубокого погружения в изучаемый материал.
Опыт получения дистанционного обучения весьма полезен для обучающихся факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий. Он может стать репетицией для успешной реализации себя в будущей профессиональной деятельности в современных условиях.