Целевым ориентиром данного события стало определение основных подходов к организации сопровождения процесса трудоустройства выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью. В мероприятии приняли участие сотрудники, преподаватели, студенты, работодатели и выпускники с ОВЗ и инвалидностью 23 вузов закрепленной территории: 3 вуза – в очном режиме и 20 вузов - в режиме online.
Ведущие мероприятия:
Каштанова С.Н. - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)».
Кудрявцев В.А. – кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)».
К дискуссии были предложены три основных вопроса:
- Проблемный анализ трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью в современных условиях.
- Вуз как ресурс для трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.
- Трудоустройство лиц с ОВЗ и инвалидностью: мифы и реальность.
Мероприятие структурно состояло из 2 частей. В первой части мероприятия Каштанова С.Н. представила реальную картину трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью по данным Росстата, мониторинга деятельности вузов РФ (871 вуз) и результатам заполнения выпускниками с ОВЗ и инвалидностью анкет по трудоустройству (охват- 190 вузов из 70 регионов страны). Представлена картина основных способов поиска работы студентами и выпускниками с ОВЗ и инвалидностью. Дана оценка состояния процесса содействию трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в цифрах, фактах и мнениях.
Участники мероприятия были погружены в рассмотрение проблемы трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью через позиционное моделирование основных позиционных ролей:
- Студенты с ОВЗ и инвалидностью - деятельностные оптимисты.
- Студенты с ОВЗ и инвалидностью – пассивные пессимисты.
- Работодатели – оптимисты с мотивацией достижения.
- Работодатели – скептики с мотивацией избегания неудач.
- Преподаватели вуза – оптимисты-новаторы.
- Преподаватели вуза – скептики, консерваторы.
Таким образом через персонифицированный подход разных субъектов образовательного и профессионального пространства были выделены основные задачи для решения проблемы содействия трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью. Открытая дискуссия предусматривала сбор мнений, обзор групповых решений, получение комментариев от работодателей и выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью. Обобщение решений было представлено в разрезе дискуссии «Мифы и реальность».
Во второй части мероприятия было сфокусировано внимание на обсуждении возможностей современных вузов, которые рассматриваются в качестве ресурсов для трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью. Через блок-логическую схему коллективом Мининского университета представлено авторское видение адресных пользователей вуза и непосредственно ресурсов вуза. В качестве примера для обсуждения была предложена программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидностью, разработанная в НГПУ им. К. Минина и авторская разработка индивидуальной карты «Карьерный маршрутизатор».
Проектное моделирование предполагало построение оптимальной модели содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью. Участники мероприятия сформулировали ряд авторских решений, которые в дальнейшем будут включены в копилку инновационных задач содействия трудоустройству. Интересными стоит считать находки, которые были предложены студентами-участниками мероприятия.
По итогам работы были получены положительные отзывы от студентов-участников мероприятия и сотрудников вузов.