Делегация Мининского университета приняла участие в международном форуме по педагогике и вопросам развития образования в КНР

Делегация Мининского университета приняла участие в международном форуме по педагогике и вопросам развития образования в КНР
Серия мероприятий прошла 19-20 мая в г. Уху (провинция Аньхой, КНР) и была приурочена к 90-летию образования Аньхойского государственного педагогического университета (АГПУ, Китай). Форумы были посвящены вопросам образования, продвижению развития сотрудничества в сфере высшего образования на международной арене. Мининский университет выступил в качестве со-организатора совместно с китайскими партнёрами из АГПУ.

Серия мероприятий прошла 19-20 мая в г. Уху (провинция Аньхой, КНР) и была приурочена к 90-летию образования Аньхойского государственного педагогического университета (АГПУ, Китай). Форумы были посвящены вопросам образования, продвижению развития сотрудничества в сфере высшего образования на международной арене. Мининский университет выступил в качестве со-организатора совместно с китайскими партнёрами из АГПУ.

Российская сторона была представлена ведущими специалистами в области образования. За деловую программу и приглашение гостей с российской стороны отвечал Мининский университет. Делегация НГПУ им. К. Минина была представлена ректором А.А.Федоровым, советниками при ректорате Е.В. Закаблуковским и О.М. Ким, профессором и доктором педагогических наук Е.Ю. Илалтдиновой.

Цели первого «Форума преподавателей и образования России и Китая» — обмен опытом в области формирования преподавательских кадров, содействие реформированию и развитие педагогического образования в свете вызовов завтрашнего дня в России и Китае. 

Участники деловой программы «Форума преподавателей и образования России и Китая»:

  • Федоров Александр Александрович – доктор философских наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет).
  • Илалтдинова Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, Директор Института стратегических исследований и разработок в образовании НГПУ им. К. Минина, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2017 года в области образования
  • Богданов Сергей Игоревич, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заместитель председателя Правления Фонда "Русский мир", ректор Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
  • Галактионова Татьяна Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор, РГПУ им. А.И. Герцена
  • Гриншкун Вадим Валерьевич – профессор Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования МГПУ.
  • Казакова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук
  • ведущие профессора АГПУ, Пекинского педагогического университета, педагогического университета Восточного Китая, педагогического университета Нанкина, Северо-Восточного педагогического университета Китая, а также Исследовательского центра реформы и развития образования провинции Аньхой.

Выступление Александра Александровича Федорова, ректора Мининского университета, было посвящено опережающей образовательной  политике и развитию открытого педагогического образования будущего и касалось системы образования для педагогов Китая и России в контексте глобальной образовательной повестки. 

«Мы видим в педагогическом образовании и работе учителя важнейший государственный ресурс формирования желаемого, управляемого будущего через воспитание новых поколений».

В центре выступления были три важные темы:

  • «ландшафт вызовов»: проблемы, разрывы и дефициты национальных и региональных образовательных политик, которые являются общими и без решения которых невозможно двигаться вперед.
  • российский взгляд на условия становления нового этапа развития образовательной системы для учителей. 
  • технологии и организационные решения, которые представляются перспективными для решения обозначенных проблем.

Ректор НГПУ им. К. Минина представил модель Открытого педагогического образования будущего, в которую входят программа сопровождения жизненного цикла профессии «учитель», цифровая педагогика, персонально ориентированная программа в жизненном цикле обучения, конвенция поколений, новое разделение педагогического труда, когнитивные технологии.

«Главное фундаментальное изменение, которое запускает всю эту систему в действие, может быть выражено очень просто: для достижения гарантированно высокого качества педагогического образования необходим специальный отбор в профессию мотивированных людей, имеющих способности к педагогической деятельности и обладающих признаками развивающегося педагогического интеллекта».

Александр Александрович считает, что важным и, скорее всего, неизбежным в трансформации учительской профессии является новое разделение педагогического труда и формирование новых учительских профессий. Разделение учительского труда будет связано с возрастающей сложностью профессии, существенным повышением требований к сопровождению взросления, получением качественного образования и воспитанием гражданственности.

Ректор также рассказал подробнее про концепцию конвенции поколений:

«Межпоколенное взаимодействие в русле конвенции поколений  дополняется вектором от младшего поколения к старшему, что является не только проявлением закономерности смены поколений, но и важнейшим условием персонального успеха каждого и общественного благополучия»

Елена Юрьевна Илалтдинова представила видение важнейшей проблемы для кадровой политики в сфере современного образования – проблемы наставничества педагогов. Она отметила, что на каждом этапе жизненного цикла профессии педагога наставничество выполняет важнейшую специфическую роль: на этапе входа в профессию наставник помогает сначала школьнику определиться с выбором педагогической профессии, в вузе наставник работает со студентом при формировании его индивидуальной образовательной траектории, наставники от вуза и от школы сопровождают студента на педагогической практике.

На этапе закрепления в профессии действуют программы постдипломного сопровождения выпускника.

Для поддержки взаимодействия наставника и молодого специалиста Мининский университет разработал и провел успешную апробацию электронного сервиса постдипломного сопровождения выпускников. Он включает ресурсы для  дистанционного взаимодействия и сопровождения молодых специалистов и наставников. Этот электронный сервис построен на концепции двойного наставничества, когда молодой педагог работает и с наставником от вуза, который работал с ним в процессе обучения в университете, и с наставником от школы. 

Сергей Игоревич Богданов представил доклад «Artes Liberales и проблемы современного образования», в котором рассказал о технологии образовательной модели Artes Liberales, получающей всё более широкое распространение в мировом и российском образовательном пространстве.   

Казакова Елена Ивановна выступила с докладом «Педагогическая одаренность: реальность и перспективы», где сообщила о проблеме выявления педагогически одаренной молодежи. Она рассказала, что «высокая мотивированность к деятельности является главным условием ее потенциального успеха», «надо попытаться уже в школьные годы включить школьников  в эмоционально окрашенную педагогическую деятельность». Ученик с самых ранних лет обучения должен осознать, что он не объект воспитания,  не клиент, получающий образовательные услуги, а полноценный участник образовательного процесса. «Модель обучения с постоянным увеличением  веса активности ученика в образовательном взаимодействии с педагогом. В старших классах она превращается в модель совместного самообразования при тьюторском сопровождении учителя. Это означает, что те учащиеся, которым лучше всего удается этот вид деятельности (самостоятельно учиться в компании единомышленников), – и есть потенциальные педагоги».

Также Мининский университет принял участие в «Международном форуме об отношениях между образованием и счастливой жизнью». В форуме приняли участие представители вузов из Китая, России, Японии, США, Канады, Великобритании, Австралии, Южной Кореи. Мининский университет активно принял активное участие в обсуждении глобальной образовательной повестки и современного образовательного ландшафта. 

Основной задачей второго форума стало изучение глобального опыта и кейс-стади по теме углубленного исследования противоречий между растущим спросом на достойный уровень жизни и неравномерным развитием образования. 

Форумы проходили в первый раз. По итогам работы участники договорились сделать мероприятия ежегодными.

В рамках визита с руководителями вуза-партнёра были проведены переговоры, в ходе которых обсуждались результаты текущих проектов сотрудничества, а также масштабирование программ академической мобильности студентов и преподавателей АГПУ и НГПУ им. К. Минина:  в этом году студенты АГПУ завершают программу двойного бакалавриата, и 25 июня они защитят свои дипломные работы. На данный момент в Аньхой уже уехала руководитель отделения китайского языка Мининского университета Т.Г. Чарчоглян. Также в августе текущего года запланирована работа летней школы. Ожидается группа преподавателей Аньхойского государственного педагогического университета и работников сферы образования провинции Аньхой, которые будут повышать квалификацию в Мининском университете. Также запланирован приезд 20 студентов из АГПУ для участия в летней школе. Кроме этого, делегация  встретилась с группой студентов Мининского университета, обучающихся по программе двойного диплома бакалавриата в Китае. 

Мининский университет планирует расширение программ сотрудничества с китайскими партнёрами в следующем учебном году.

 

 

Поделиться

Другие новости по теме

В Мининском университете прошла V Международная научно-прекомическая конференция «Аксиология славянской культуры»
Проблематика конференции вызвала большой интерес и объединила филологов из разных стран и университетов, в том числе специалистов в области истории славянских языков, русской литературы, литературов