«Объединение усилий — залог успеха патриотического воспитания!»

«Объединение усилий — залог успеха патриотического воспитания!»
«Объединение усилий — залог успеха патриотического воспитания!»

19 мая 2016 года в зале приемов официальных делегаций правительства Нижегородской области состоялся круглый стол «Роль традиционных конфессий Нижегородской области в патриотическом воспитании подрастающего поколения», в подготовке и проведении которого принимало активное участие руководство Мининского университета: ректор Александр Фёдоров и президент Лев Шапошников входили в состав оргкомитета мероприятия, доклад профессора А. А. Федорова «Основные направления сотрудничества НГПУ им. К. Минина с Нижегородской митрополией в сфере воспитания молодежи» был включен в программу выступлений, а профессор Л. Е. Шапошников был ведущим круглого стола.

Состав участников демонстрирует важность и высокий статус данного мероприятия: председатель Законодательного собрания Нижегородской области Е. А. Лебедев, Владыка Георгий и руководители других конфессий региона, руководство и преподаватели Нижегородской духовной семинарии, представители вузов Нижнего Новгорода, министерства внутренней политики и министерства образования Нижегородской области и др. Безусловно, вопрос о патриотическом воспитании детей и молодежи сегодня всеми воспринимается как особенно актуальный, о чем свидетельствует в том числе и принятие на государственном уровне программы патриотического воспитания. В докладах на круглом столе был представлен целый спектр проблем, связанных с патриотическим воспитанием и возможностями участия различных конфессий в данном процессе.

Владыка Георгий в приветственной речи обозначил основные проблемные точки, сложности и недостатки в системе патриотического воспитания: отсутствие единства в действиях различных структур, «ответственных» за патриотическое воспитание, формальный подход к его организации, что не дает нужного «отклика» со стороны целевой аудитории; важность честного и профессионального отношения к анализу истории России; необходимость формирования консолидирующей идеи в обществе и др. Докладчики говорили о важности межрелигиозного диалога, об официальной позиции РПЦ и других конфессий по отношению к проблеме общественного устройства и патриотического воспитания граждан, о роли нетрадиционных религий в современном российском обществе и отношении к этим процессам представителей традиционных для России конфессий. В выступлениях анализировались успешные практики и формы патриотического воспитания школьников, опыт патриотического воспитания в мусульманских общинах Нижегородской области. В дискуссии обсуждались вопросы о необходимости использования новых форм патриотического воспитания, современных интерактивных методик; о важности взвешенного и профессионального подхода к процессу межконфессионального взаимодействия в вопросах патриотического воспитания, о соработничестве церкви и государства, религиозных и светских институтов для достижения максимальной эффективности в решении задач патриотического воспитания. Л. Е Шапошников, участвуя в дискуссии, подчеркнул два момента: во-первых, необходимость консолидации всех усилий общества и церкви и, во-вторых, ведущую роль школы как центра патриотического воспитания. При этом акцентировалось внимание на отсутствии в настоящее время в школьной программе синтетического курса, дающего теоретические основы понимания специфики России как цивилизации, ее культуры и истории, ее роли в противодействии процессу глобализации, стирающему национальные особенности в развитии народов. Данную проблему может решить разработка курса «Россиеведение» как инновационной комплексной дисциплины, которая началась в НГПУ им. К. Минина и требует особого внимания со стороны и органов управления образованием, и церковного руководства, и учителей-практиков.

Подводя итоги работы круглого стола, Владыка Георгий подчеркнул открытость дискуссии, разнообразие проблем и подходов к их решению, готовность к взаимодействию со стороны различных структур, представители которых принимали участие в мероприятии и важность таких встреч в будущем, что позволит как ставить новые проблемы, возникающие в процессе работы, так и находить пути их решения.

Поделиться