18 февраля в рамках «Научного стартапа» прошло обсуждение научного проекта Ольги Чистоградовой «Диагностика уровня сформированности межкультурной толерантности обучающихся в интернациональных студенческих группах». В исследовании освещается актуальность формирования межкультурной толерантности обучающихся в современных социокультурных условиях. Автором был разработан опросник и проведено экспериментальное исследование, в ходе форсайт-сессии Ольга Чистоградова предложила для обсуждения результаты диагностики уровня сформированности межкультурной толерантности студентов нижегородских вузов в условиях поликультурной образовательной среды.
Серия встреч организована кафедрой иноязычной профессиональной коммуникации и кафедрой теории и практики иностранных языков и лингводидактики Мининского университета с привлечением внешних экспертов. В экспертную группу вошли доктор педагогических наук, профессор Александр Шамов, кандидат педагогических наук, доцент Людмила Гусева и доктор филологических наук Евгений Плисов.
Школа-семинар ставит своей целью поддержать молодых исследователей, изучающих актуальные вопросы педагогики, лингвистики и лингводидактики. Основными задачами проекта являются повышение мотивации к научно-исследовательской работе, предоставление экспертной помощи для апробации результатов исследований, формирование устойчивого интереса к участию в научно-исследовательских проектах и грантах.
Эксперты готовы оценить проделанную молодыми учеными работу, а также высказать замечания и рекомендации по организации самостоятельной работы над диссертационными исследованиями, подбору научной литературы, помочь в организации экспериментальной работы. Встречи формируют форсайтное мышление, навыки публичных выступлений, служат для обмена информацией и научной коммуникации.
Напомним, что во время прошлой форсайт-сессии прошло обсуждение научного проекта Дарьи Ворониной «Концептуальные подходы к обучению английскому языку студентов технических специальностей».
«В своем исследовании я исхожу из того, что одной из основных задач при обучении в вузе является формирование межкультурной толерантности у обучающихся в условиях современного мира и поликультурного образовательного пространства.
В моих диагностических исследованиях приняли участие 420 студентов первого и второго курсов, обучающихся в интернациональных студенческих группах. Средний возраст респондентов составил 19 лет, 80% из них – граждане России, 20% составили студенты из Армении, Белоруссии, Китая, Туркменистана, Узбекистана, Украины. В результате удалось выяснить, что обучающиеся обладают невысоким уровнем сформированности межкультурной толерантности, а это значит, что они могут проявлять как толерантное, так и интолерантное поведение в зависимости от обстоятельств. Причиной этому может быть наличии предрассудков и стереотипного мышления по отношению к представителям других этносов, культуроцентризм, недостаток или отсутствие этнокультурного материала в воспитательном и образовательном процессе.
Данные проблемы требуют более детального изучения и являются необходимым условием реализации современных стандартов образования, так как формирование толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI в».