В сессии приняли участие более 100 человек, среди которых научно-педагогические работники Самарского государственного технического университета, представители образовательных организаций высшего образования Самарской области, организаций-работодателей, СамГМУ Минздрава России, Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, Фондов помощи детям и Сурдоцентра Самарской области, а также НРООИ «Инватур», сотрудники ГКУ СО «Центр занятости населения», а также обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью.
В онлайн-режиме в мероприятии приняли участие 27 представителей 18 вузов из Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Республики Мордовия, Пермского края.
От Мининского университета в сессии принимали участие сотрудники кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета: кандидат психологических наук, доцент С.Н. Каштанова, кандидат психологических наук, доцент В.А. Кудрявцев.
В ходе сессии были проанализированы актуальные проблемы трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Участники привели в пример успешные практики содействия трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузах. На мероприятии была организована работа проектных групп для моделирования организационно-содержательных компонентов системы содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью, результатом которой стала проработка экспертных решений рисков и перспектив постдипломного сопровождения.
Участники обозначили проблему дефицита существующей системы трудоустройства на уровне служб занятости населения, центров трудоустройства вузов, преподавателей, общественных организаций инвалидов и самих обучающихся.
В рамках кластерного моделирования организации и содержания системы содействия трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью был проведен SWOT-анализ актуальных практик содействия трудоустройству выпускников. Участники детально рассмотрели образцы реальных программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработанные вузами РФ. Результатом данного этапа стал обзор типичных ошибок и дефицитов содержательного наполнения программ: отсутствие системности действий различных структур вуза, фрагментарность мероприятий, недостаточность теоретико-методологических основ, необходимых для реализации основных практических шагов.
Эксперты практически единогласно сошлись во мнении о том, что в большинстве программ сопровождение обучающихся «не видно самого обучающегося», что выражается в малой субъектной активности студента (потенциального рабочего места). Также было отмечено отсутствие в программах практических решений по установлению обратной связи с различными субъектами профессионального и образовательного пространства.
Анализ перспективных возможностей и рисков построения и реализации программ позволил выйти на обсуждение эффективных стратегий развития системы постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Особенно это актуально на этапе вхождения в профессиональную деятельность и закреплении в профессии. Участниками мероприятия единогласно поддержана необходимость разработки и внедрения адаптационных курсов (модулей, программ), ориентированных на реализацию оптимальных условий профессионально-личностного роста и развития обучающихся. Также была актуализирована потребность в специальных сервисах сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в профессиональной среде.