11 февраля в НГПУ им. К. Минина состоялась проектная сессия «Русский язык сегодня: проблемы, смыслы, ценности», организатором которой выступила кафедра русского языка и культуры речи

11 февраля в НГПУ им. К. Минина состоялась проектная сессия «Русский язык сегодня: проблемы, смыслы, ценности», организатором которой выступила кафедра русского языка и культуры речи
Целью мероприятия было представление направлений научно-исследовательской работы кафедры, проектных форм использования ее результатов в образовательной деятельности, а также выделение проблемных точек и перспектив дальнейшего развития.

Целью мероприятия было представление направлений научно-исследовательской работы кафедры русского языка и культуры речи, проектных форм использования ее результатов в образовательной деятельности, а также выделение проблемных точек и перспектив дальнейшего развития.

В работе проектной сессии приняли участие:

  •  врио ректора Е.Ю.Илалтдинова, 
  • декан факультета гуманитарных наук А.В.Бабаева, 
  • начальник управления научных исследований А.В.Гришина, 
  • преподаватели факультета гуманитарных наук. 

 Заведующий кафедрой русского языка и культуры речи, д.филол.н. Н.Е.Петрова в своем докладе выделила три основных направления НИР кафедры: 

  • функционирование языковых единиц в различных дискурсивных практиках, 
  • лингвистическая аксиология, 
  • разработка методологических принципов современного языкового образования в педагогическом вузе. 

Была подчеркнута связь тематики НИР с задачами Федеральной государственной целевой программы «Русский язык», национальным проектом «Образование» и стратегией развития Мининского университета, а также проанализирована интеграция научных разработок кафедры в международную лингвистическую проблематику.

Д.филол.н., профессор Е.Н.Широкова и к.филол.н., доцент С.Г.Павлов выступили с научными докладами, представляющими разные аспекты научно-исследовательской деятельности кафедры. С.Г.Павлов наглядно продемонстрировал методологию выявления аксиологических смыслов, носителями и индикаторами которых являются единицы языка. 

Доклады к.филол.н., профессора Г.С.Самойловой и к.филол.н., доцента А.Д.Комышковой были посвящены научно-методическому аспекту исследовательской работы кафедры.

Г.С.Самойлова охарактеризовала принципы организации научно-исследовательской работы студентов, подчеркнув их вовлеченность в научную и публикационную деятельность преподавателей. 

А.Д.Комышкова ярко представила организацию проектной деятельности студентов, которая начинается уже на первом курсе обучения. Безусловным достижением в этой области является «цикличность»: проекты студентов младших курсов курируют магистранты направления «Языковая коммуникация и практическая журналистика», получая при этом возможность практического использования собственных научных достижений.

В заключение этой части сессии доцент С.Г.Павлов продемонстрировал фрагмент интеллектуальной игры по русскому языку для школьников 6-7-х классов, показав возможности этой формы для воспитания ценностного отношения к русскому языку и мотивации школьников к его изучению.

Вопросы, рассмотренные в ходе сессии, вызвали живое обсуждение, итоги которого подвела врио ректора, д.пед.н. Е.Ю.Илалтдинова. Отметив несомненную актуальность и высокий уровень научно-исследовательской деятельности кафедры русского языка и культуры речи, Е.Ю.Илалтдинова поставила задачу продумать формы популяризации научных результатов с целью расширения сферы их использования; подчеркнула необходимость более активной работы по разработке сетевых образовательных программ, продвигающих русский язык в мировое образовательное пространство. 

 

Поделиться