Актуальность, цель, задачи программы

ДП программа «Педагогика и психология инклюзивного образования» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере образования. С учетом квалификационных требований к выпускнику университета и профессионального стандарта педагога в содержание программы включен адаптационный модуль, раскрывающий теоретическо-методологические и правовые основы развития системы инклюзивного образования в России и за рубежом.  Модули, ориентированные на изучение специфики организации инклюзивного образования детей с ОВЗ различных нозологий. Их изучение обеспечивает формирование ключевых компетенций в области воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, речевыми нарушениями и ЗПР, теоретического обоснования и практического выбора средств, методов и приемов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Программа направлена на подготовку профессиональных педагогических кадров нового формата, способных применять на практике технологии инклюзивного образования. Программа ориентирована на формирование профессиональных компетенций, а также на формирование у слушателей ДПП гуманистических социальных установок, психологической готовности к принятию детей с ОВЗ. Она направлена на расширение научного кругозора слушателей в области специального (дефектологического) образования, на понимание особенностей психофизического и личностного развития этой категории обучающихся. Она предполагает целостное восприятие системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

Программа профессиональной переподготовки разработана на основе стандарта высшего образования по направлению Специальное (дефектологическое) образования и направлена на изучение теоретических основ и овладение практическими умениями.

Цель профессиональной переподготовки – создать условия для овладения комплексом теоретических знаний и практических умений, необходимых для организации профессиональной деятельности специалиста в области инклюзивного образования.        

Задачи профессиональной переподготовки:

1. Дать слушателям представления о теоретико-методологических и нормативно-правовых основах инклюзивного образования.

2. Сформировать у слушателей систему представлений о развитии инклюзивного образования в России и за рубежом.

3. Проанализировать организационные аспекты комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

4. Изучить специфику инклюзивного образования различных категорий детей с ОВЗ (детей с нарушениями слуха, нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, ЗПР).

5. Освоить базовые профессиональные навыки работы с различными категориями детей с ОВЗ в условиях инклюзии

В программе представлены:

Модуль 1. Проблемный - знакомит слушателей с историей, теоретико-правовыми и организационными основами инклюзивного образования в России и за рубежом.

Модуль 2. Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха- направлен на изучение проблем обучения, воспитания и развития детей с нарушениями слуха, специфики их сопровождения в условиях инклюзивного образования

Модуль 3. Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения – включает в себя характеристику детей с нарушениями зрения, описание специфики их обучения, воспитания в условиях инклюзии.

Модуль 4. Инклюзивное образование детей с речевыми и двигательными нарушениями – предназначен для знакомства слушателей с этой категорией детей и особенностями их сопровождения в условиях инклюзивного образования.

Модуль 5. Инклюзивное образование детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы – формирует представления слушателей о специфике развития этих детей, особенностям эффективного взаимодействия с ними, знакомить с основными направлениями поддержки этих детей в условиях инклюзии.

Модуль 6. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития – направлен на анализ особенностей организации и содержания учебно-воспитательного процесса в инклюзивном образовательном учреждении, где обучаются/воспитываются дети с ЗПР.

 

Данная профессиональная программа нацелена на развитие  актуальных, на сегодняшний день, компетенций в сфере специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ:

-        способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

в области коррекционно-педагогической деятельности:

-        способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

-        готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

-        способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

в области диагностико-консультативной деятельности:

-        способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;

-        способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;

-        способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

-        готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

в области исследовательской деятельности:

-        способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности;

-        способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;

в области культурно-просветительской деятельности:

-        способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения.

Описание целевой аудитории

Программа ориентирована на слушателей, имеющих или получающих среднее, или высшее образование.

Трудоемкость курса:

Общая трудоемкость курса – 576 уч.часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя. Учебный процесс по программе осуществляется в течение 1 учебного года. Форма обучения очно-заочная. Обучение осуществляется согласно учебно-тематического плана, графика учебного процесса данной программы.

Структура программы

Программа состоит из шести модулей, обеспечивающих оптимальное сочетание теоретических и практикоориентированных знаний:

Модуль 1 направлен на получение стартовых компетенций профессиональной подготовки слушателей в направлении инклюзивное образование.

Модуль 3-6 открывают возможность получения универсальных компетенций для слушателей, которые получают дополнительное альтернативное образование или расширяют базу профессиональных умений и навыков.

По окончании освоения программного содержания для обучающихся предусмотрена промежуточная аттестация в форме зачетов и экзаменов. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена/ защиты ВАР. Лицам, успешно освоившим программу, выдается диплом о профессиональной переподготовке в количестве 576 часов установленного образца вуза (ФГБОУ ВО НГПУ им К. Минина).

Кадровое и методическое обеспечение курса

Кадровое и методическое обеспечение учебного процесса осуществляют сотрудники кафедры специальной педагогики и психологии. Занятия проводятся профессорско-преподавательским составом, имеющим теоретические разработки в области специального (дефектологического) образования и практический опыт работы с детьми с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Реализация ДПП требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.

Самостоятельная работа слушателей

Реализация ДП программы предусматривает различные формы учебно-познавательной деятельности слушателей как в часы аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы. Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения. Самостоятельная работа должна строиться с учетом требований ДП программы, а также интересов и потребностей слушателей. Этот вид учебной деятельности опирается на сознательность, активность и инициативу слушателей.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления слушателей с определенными разделами программы профессиональной переподготовки по рекомендованным материалам. К основным формам самостоятельной работы относятся:

- изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов;

- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

- работу в электронной образовательной среде Мининского университета;

- подготовку докладов и рефератов, написание контрольных работ;

- участие в семинарских и практических занятиях.