Инициативные научные проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания на НИР Министерства просвещения РФ 2022 года 

Федюшкин Игорь Леонидович 
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта Ключевые слова
Проект направлен на разработку и промышленное внедрение технологии получения, так называемых, биоразлагаемых полимеров, например алифатических полиэфиров (полилактидов, полилактонов и их сополимеров). Полиэфиры могут разлагаться под действием биологических сред в результате гидролитического разложения и/или энзимолиза до мономеров с последующим превращением в диоксид углерода и воду, являющихся, в свою очередь, исходными веществами процесса фотосинтеза. Другой привлекательной особенностью алифатических полиэфиров является возможность их получения из быстро возобновляемого природного сырья (крахмала зерновых культур и др.), что исключает зависимость промышленности от невосполнимых углеводородных природных ископаемых. Благодаря своей биоразлагаемости и биосовместимости данные полимеры могут быть использованы в качестве материалов для производства высокотехнологичных медицинских изделий, например, имплантатов, штифтов и хирургических ниток и сеток. Для этих целей наиболее предпочтительным полимером является полимолочная кислота (полилактид, PLA), поскольку желаемые физико-механические свойства и скорость биодеградации достаточно эффективно достигаются путем изменения микроструктуры PLA (последовательности и соотношения стереоизомерных L- и D-форм мономерных звеньев), молекулярного веса, а также полидисперсности. Исследования в области получения и практического использования алифатических полиэфиров очень интенсивно проводятся в таких странах как США, Германия, Голландия, Финляндия, Северная Корея, Япония и некоторых других. В Российской Федерации исследования в области биоразлагаемых полимеров, и, в частности полилактидов, в настоящее время проводятся в ряде научно-исследовательских центров, в том числе ГНЦ «Курчатовский институт», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Институт металлорганической химии им. Г.А. Разуваева (ИМХ РАН). В последние годы в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ) начата разработка методов превращения молочной кислоты и ее эфиров в ценные органические вещества, в том числе лактид – мономер для синтеза PLA. В 2019 году в ИМХ РАН был получен полилактид с использованием лактида, синтезированного в НГПУ. Сотрудниками Института травматологии Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) было показано, что полученный полимер не цитотоксичен. Пропитка пор высокопористого олигоэфиракрилатного материала смесью полилактида и антибиотика гентомицина позволила получить предшественник костного имплантата, который в тестовом эксперименте на клеточной культуре постепенно выделял антибиотик в пространство вокруг полимерного образца в течение семи дней за счет медленной биодеградации полилактида, находящегося в порах. Представленный проект предполагает дальнейшие исследования, связанные с разработкой функциональных полимерных материалов для медицинского применения. Проект будет направлен на разработку каталитических одностадийных способов превращения молочной кислоты в лактид с использованием каркасных алюмосиликатов, а также неорганических добавок в качестве катализаторов. Также будут разработаны новые высокоэффективные металлокомплексные катализаторы для полимеризации циклического диэфира молочной кислоты с раскрытием цикла. Будут получены сополимеры на основе лактида. Будут исследованы микроструктура, молекулярно-массовое распределение, индекс полидисперсности, а также физико-механические свойства полученных полимеров и сополимеров. Будет исследована цитотоксичность полученных образцов, а также будет изучена скорость биодеградации полимеров. Биосовместимые полимеры, полилактид, металлокомплексные катализаторы полимеризации, медицинские технологии, ортопедия, полимерные импланты
Демидова Наталья Николаевна
руководитель
доктор педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики
Аннотация проекта Ключевые слова

Профессионально-педагогические ассоциации как добровольные объединения педагогов составляют часть фундамента гражданского общества и могут формировать повестку по принятию управленческих решений в субъектах федерации (муниципалитетах), реализуя практику государственно-общественного управления образованием, решая задачи повышения качества образования, защиты интересов педагогических работников, содействия развитию кадрового потенциала, усиления горизонтальных связей и сетевого партнерства и другие.

В Российской Федерации функционирует большое количество педагогических ассоциаций разного уровня, осуществляющих деятельность по широкому спектру направлений. Однако в настоящее время наблюдаются некоторые противоречия как в теоретическом осмыслении результативности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций, так и практической реализации деятельности: создано и успешно функционирует большое количество педагогических ассоциаций всероссийского, регионального, муниципального и институционального уровней, но не всегда определена их роль как общественной организации в государственно-общественном управлении; ассоциации проектируют и проводят мероприятия, при этом не представлены и не описаны показатели эффективности деятельности организуемых мероприятий, в том числе в сфере общественно-экспертной активности; ассоциации используют различные формы отчетности в реализации своей деятельности, однако отсутствуют эффективные инструменты для проведения аудита и самооценки эффективности деятельности, не определены критерии оценки эффективности деятельности. Выявленные противоречия отчетливо обозначили проблему разработки системы показателей эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.

В рамках проекта будут определены основы деятельности профессиональных педагогических ассоциаций в современном образовательном контексте России и мира, спроектирована модель и разработаны показатели эффективной деятельности профессиональной педагогической ассоциации, и предложены цифровые решения применения показателей эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.

Профессиональная педагогическая ассоциация, оценка эффективности деятельности, показатели эффективности деятельности, механизмы оценки эффективности деятельности, критерии оценки эффективности, модель оценки эффективности
Николина Вера Викторовна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Аннотация проекта Ключевые слова

В современных условиях развития российской системы образования повышается роль классного руководителя в воспитании и развитии личности обучающихся. Перспективными векторами в деятельности классного руководителя являются идеи формирования воспитательного коллектива, класса, содействия и соуправления, идея сопровождения индивидуальных личностных воспитательных траекторий, идея самодеятельности саморазвития и достижений растущего человека, идея преемственности в системе воспитания, взаимодействия с семьей и систематическое отслеживание результатов воспитательной практики в достижении индивидуальных высот каждого обучающегося. Все эти идеи являются содержательной основой профессиональной деятельности классного руководителя.

Анализ научных исследований по данной проблеме и состояния образовательной практики позволил установить противоречия между возрастающими требованиями к реализации функции классного руководства и отсутствием разработанной, обоснованной и апробированной модели профессиограммы классного руководителя, содержащей критерии эффективности его деятельности; а также между потребностью в создании методики оценки эффективности деятельности классного руководителя в образовательной организации и отсутствием критериев эффективности и психодиагностического комплекса и электронного сервиса  для ее реализации.

Выявленные противоречия отчетливо обозначили проблему исследования механизмов и условий оценки эффективности деятельности классного руководителя. 

В рамках проекта будут проанализированы основные подходы к оценке эффективности деятельности классного руководителя, определены основные критерии эффективности деятельности классного руководителя, разработана методика оценки эффективности деятельности классного руководителя и программа ее экспертизы и апробации, разработан электронный сервис оценки эффективности деятельности классного руководителя на основе разработанных критериев.

Критерии эффективности, классный руководитель, оценка эффективности деятельности, методика оценки эффективности деятельности
Перевощикова Елена Николаевна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры математики и математического образования
Аннотация проекта Ключевые слова

Проблема оценки сформированности компетенций не имеет в настоящее время однозначного решения, особенно в области подготовки будущих педагогов. В качестве причины многие специалисты указывают на многоаспектность характеристик, заложенных в компетенциях, и предлагают проводить их декомпозицию в традиционной форме на уровнях: знает, умеет, владеет. Другие специалисты в области высшего образования предлагают переходить от компетенций к образовательным результатам, в формулировке которых могут быть отражены деятельностные характеристики достижений выпускника. В пользу второго подхода свидетельствуют профессиональные стандарты педагога, в которых прописаны трудовые действия, которыми должен владеть выпускник – будущий учитель на выходе из вуза. Все сказанное является основанием для разработки концепции создания системы независимой оценки образовательных результатов обучающихся бакалавриата педагогических направлений подготовки высшего образования.

Задачами проекта являются проведение анализа систем независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов в российской и зарубежной практике, разработка концепции создания модели независимой оценки образовательных результатов обучающихся бакалавриата педагогических направлений подготовки высшего образования, включая описание объектов оценивания, описание формы представления оценочных средств и создание оценочных средств для каждого объекта оценивания на каждом этапе оценивания, формирование методических рекомендаций по реализации системы оценки образовательных результатов и по созданию фонда оценочных средств для отдельных групп компетенций (предметных, психолого-педагогических, воспитания, методических), организация экспертизы фонда оценочных средств. В рамках проекта будет создана единая цифровая платформа, на которой будут размещены оценочные средства для каждой группы компетенций по каждому этапу оценивания. Разработанная модель независимой оценки образовательных результатов будет апробирована на базе педагогических университетов из различных регионов страны.

Независимая оценка качества, образовательный результат, средства оценивания, подготовка педагогов
2022 03 16 11 56 18 6241 Игнатьева Г А
Игнатьева Галина Александровна 
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры андрагогики и управления развитием
Аннотация проекта Ключевые слова

Цель исследования – разработка и апробация персонализированной модели повышения квалификации учителей, основанной на комплексном подходе к диагностике профессиональных компетенций, предполагающем одновременное применение разных форм оценки уровня развития педагогического профессионализма, уровневом подходе к построению компетентностной модели педагога как основы проектирования дополнительных профессиональных программ, и вариативном подходе, положенном в основу создания многовекторного пространства свободного и ответственного позиционного самоопределения учителя, как «пространства возможностей», в котором он осуществляет выбор вариативных целей собственного профессионального развития, способа их достижения и демонстрации результатов, фиксируя это в форматах персонализированных треков.

Актуальность проблемы внедрения персонализированной модели повышения квалификации учителей как механизма непрерывного научно-методического сопровождения их профессионального развития на основе комплексной диагностики сформированности профессиональных компетенций определяется значимостью повышения эффективности педагогической деятельности в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования до уровня соответствующего вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира, согласно целевому показателю национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», определенной в указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Поддержка педагогов в сфере общего образования, способных решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в результате построения единой, непрерывной и вариативной системы адресного научно-методического сопровождения на основе персонализированных треков повышении квалификации учителей, проектируемых с учетом конкретных потребностей педагогического работника в непрерывном обновлении своих профессиональных знаний и приобретении новых профессиональных навыков, определяемых посредством диагностических процедур; путем обеспечения практико-ориентированного (прикладного) компонента в объеме не менее 50% от общего объема каждой программы повышения квалификации, и использования возможностей информационно-коммуникационных технологий (электронных методических пособий, методических рекомендаций, информационных сайтов, поисковых систем Интернета), дистанционных образовательных технологий (онлайн-курсов, МООК, видеокурсов текстовых и презентационных материалов, видеолекций и др.) в целях изучения эффективных профессиональных практик, обеспечения персонифицированного повышения квалификации и создания оптимального индивидуального образовательного маршрута.

 

Персонализированные треки, повышение квалификации учителей, персонализированный подход в образовании, комплексная профессиональная диагностика, профессиональные компетенции учителя, педагогическая позиция, педагогический профессионализм, профессиональная субъектность

Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством просвещения РФ в 2022 году

Кочнева Елена Михайловна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на консолидацию усилий специалистов на оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическая помощь включает в себя выполнение следующих взаимосвязанных видов работ:

1. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями психического, духовно-нравственного развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста; проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами.

2. Консультационная деятельность, которая обеспечивает своевременную специализированную (консультативную, методическую и психолого-педагогическую) помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей, и иным вопросам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью.

3.Психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье посредством оказания консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи.

4.Учебно-методическая деятельность, направленная на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).

5.Научно-исследовательская деятельность, направленная на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной (консультативной, методической и психолого-педагогической) помощи родителям (законным представителям); изучение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и обозначение рисков отказа граждан от принятых в семью детей; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей).

Поддержка семей, имеющих детей; психолого-педагогические услуги; методическая помощь; консультативная помощь; родители (законные представители) детей; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети дошкольного возраста; программа помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье
Демидова Наталья Николаевна
руководитель
доктор педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики
Аннотация проекта Ключевые слова

Проблема воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения занимает приоритетное место в современных идеях, связанных с обновлением и развитием отечественного образования, Она ещё более актуализируется в наши дни в связи с востребованностью морального и духовного оздоровления российского общества как основы возрождения России, поскольку наилучшие замыслы социальных и политических реформ могут остаться бесплодными, если они не имеют опоры на соответствующий им нравственный уровень людей. 

В рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации» обозначены ряд ключевых проблем:

  1. Необходимость увеличения численности молодежи, вовлеченной в социально-активную деятельность, через увеличение охвата патриотическими проектами.
  2. Необходимость содержательного обновления воспитательного контента.
  3. Востребованность обновления и использования актуальных форм патриотического воспитания молодежи.
  4. Недостаточная разработка позитивного контента патриотического характера созданного самой молодежью для молодого поколения России.
  5. Необходимость преодоления индифферентного отношения молодежи к общенациональным ценностям, через популяризацию внутреннего туризма, развития интереса к истории и географии России.

Очевидно, что ключевым звеном в решении этих проблем является усиление воспитательного компонента в системе образования, отбора адекватного содержания и технологий, обеспечивающих большее количество включения молодого поколения россиян в систему патриотического воспитания. 

В этой связи, важно включать в содержание патриотического воспитания реальные объекты социо-природной среды, имеющие высокий общенациональный нравственный потенциал. Это в первую очередь относится к объектам природного, культурного, исторического наследия РФ – хранителям и трансляторам уникальных черт природы и культуры народов нашей страны. Так, согласно указу президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”., одной из важнейших задач в России является «изучение и сохранение уникального эколого-ресурсного потенциала в качестве национального достояния, сохранение и защита которого необходимы для обеспечения жизни будущих поколений, гармоничного развития человека и реализации права граждан на благоприятную окружающую среду». Сохранение наследия страны связывается с опережающим «воспитанием в гражданах культуры, ответственного отношения к природной среде, а также к духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям российского народа».

Изучение разнообразных природных, культурных, исторических объектов наследия своей страны: «героических», привлекающих своей гражданственностью, лирических, располагающих к индивидуальному общению, способствует развитию ценных человеческих качеств: любви к Родине, интереса и привязанности к родному краю, доброты и милосердия, нравственной ответственности за сохранение хрупкой и уязвимой красоты и культуры родной земли. Отметим, что ценностные отношения не могут быть переданы другим или приняты от других в готовом виде – необходимы волевые, эмоциональные, интеллектуальные усилия личности. В проекте мы рассматриваем Наследие России как реальную воспитательную среду «питающую» и формирующую личность.

Система разработанных мероприятий Всероссийской акции «Наследие России: открываем новые маршруты» обеспечивает присвоение молодыми людьми общероссийских ценностей как личностно-значимого феномена, личностный смысл которого постигается ими на основе проявления активности познавательного, коммуникативного, практического характера. Самореализация обучающихся в проекте, связана с изучением, сохранением объектов природного, культурного и исторического наследия своей «малой родины» и популяризацией их среди сверстников через созданный в проекте медиа контент и социальные сети.  География распространения уникальных объектов наследия по территории страны выступает предпосылкой вовлечения в акцию большого количества команд-участников проекта из разных субъектов РФ.

Цель проекта: вовлечение обучающихся образовательных организаций РФ в социально-активную деятельность познавательного, коммуникативного, практического характера и создание условий воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе обращения к природному, культурному, историческому наследию своей страны. 

Задачи проекта:

  • выявление и поддержка талантливой молодежи;
  • повышение интереса молодых россиян к изучению и сохранению уникального природного, культурного и исторического наследия своей страны и «малой родины» как общенациональной и личностно-значимой ценности;
  • развитие духовно-нравственных качеств обучающихся, формирование их активной гражданской позиции и социальной ответственности;
  • раскрытие личностного потенциала обучающихся, их самосознания, творческих способностей, приобщение к продуктивному командному взаимодействию в решении актуальных социальных проблем.

 

Патриотическое воспитание, обучающиеся образовательных организаций, Всероссийская акция, туристические маршруты, объекты наследия
Дзюба Елена Марковна
руководитель
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект «Филологический марафон» рассчитан на широкую аудиторию преподавателей, магистрантов и учителей русского языка как иностранного, филологов-исследователей и преподавателей, ведущих дисциплины на русском языке, на аудиторию, заинтересованную в освоении и изучении русской культуры, литературы и языка, ее популяризации. 

Мероприятия проекта проводятся в очном и онлайн формате, что позволит в интенсивном режиме филологического марафона привлечь к участию, дискуссии и распространению накопившегося научно-методического потенциала коллектива проекта значительное число участников, организовать и провести комплекс мероприятий как площадку по обмену опытом и продвижению положительного облика российского образования, науки и культуры в странах СНГ. Мероприятия проекта проводятся очно и с использованием дистанционных платформ как на территории грантополучателя, так и в одной из стран СНГ в дистанционном форме с привлечением участников из других стран (не менее 5 представителей стран СНГ).

Целевая аудитория проекта:

Преподаватели университетов Казахстана, Киргизии, Молдовы, Беларуси, Узбекистана, РФ: Баткенский государственный педагогический университет ( г. Баткен); Казахский национальный педагогический  университет имени Абая, г. (г. Алматы), Кишиневский государственный университета им. И. Крянгэ (г. Кишинев); Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (Минск); школьные учителя (г. Алмалык); Московский педагогический государственный университет, Институт филологии (г. Москва); Национальный исследовательский университет ННГУ им. Н. И. Лобачевского; студенты НГПУ им. К. Минина, обучающиеся по программе подготовки бакалавриата «Русский язык как иностранный», магистранты, обучающиеся по программе подготовки «Преподавание русского языка как иностранного».

Целью проекта является создание условий для просветительской, научно-методической и образовательной деятельности в сфере продвижения положительного облика русской культуры, трансляции ценностного потенциала образования на русском языке, обсуждения актуальных проблем современной русистики, в том числе в области преподавания русского языка как иностранного и других дисциплин, читаемых на русском языке в условиях русскоязычной, билингвальной и инонациональной аудитории.

В связи с поставленной целью проект содержит в себе решение следующих задач:

  • создать условия для широкого информационного освещения концепции, содержания мероприятий проекта, состава спикеров и экспертов проекта, времени проведения мероприятий, включая организацию анкет обратной связи с будущими участниками, а также итогового анкетирования;
  • организовать условия для технической поддержки мероприятий проекта, в том числе на платформе MOOC, с использованием технических возможностей программ, обеспечивающих видеоконференцсвязь (Bigbluebutton; Yandex.Telemost);
  • создать условия для организации мероприятий проекта в формате дискуссионной площадки, позволяющей вести диалог профессионально-педагогического сообщества, направленный на совершенствование межнациональной и межкультурной коммуникации в сфере изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры России;
  • организовать и провести проблематические круглые столы по актуальным проблемам современной русистики с участием спикеров и экспертов, в том числе из университетов-партнеров, и участников, представляющих страны СНГ;
  • организовать и провести мастер-классы преподавателей НГПУ им. К. Минина, репрезентирующие авторские программы и технологии в сфере преподавания и подготовки специалистов в области русского языка, русского языка как иностранного, лингвострановедения;
  • создать условия для технической поддержки и методического сопровождения мероприятия в формате разговорного клуба для иностранных студентов с участием экспертов и выпускников программы «Преподавание русского языка как иностранного», а также иностранных студентов НГПУ им. К. Минина с последующим созданием видеоконтента и его размещением в соцсетях.

Актуальность проекта определяется реализацией задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, и проведением мероприятий в рамках комплекса процессных мероприятий «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации».

Проект опирается на принципы академической мобильности исследовательского, преподавательского и студенческого сообщества, что позволяет, используя различные принципы и уровни включенности профессионального сообщества в совместную деятельность, осуществлять научно-методическое сопровождение, разработку и продвижение  авторских программ дисциплин в области русистики,  поддержку проведения культурно-просветительских мероприятий, направленных на создание положительного образа России, продвижение идеи образования на русском языке, актуализацию ценностных векторов российской культуры.

Русский язык как иностранный, преподаватели университетов Казахстана, Киргизии, Молдовы, Беларуси, Узбекистана, РФ, продвижение положительного облика русской культуры, мобильная дискуссионная  площадка, межкультурный диалог

Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках грантов Российского фонда фундаментальных исследований, 2022 года

Федюшкин Игорь Леонидович
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта Ключевые слова
Интерес исследователей к соединениям металлов с редокс-активными лигандами остается чрезвычайно высоким из-за широких перспектив применения данного класса координационных соединений в катализе, о чем свидетельствует ряд последних обзоров на данную тему. Редокс-активные лиганды за счет способности обратимо принимать и отдавать электроны в ходе химических превращений, оставаясь при этом связанными с металлом, существенно расширяют или даже изменяют реакционную способность металлокомплекса. Все известные до настоящего времени комплексы переходных металлов на основе диазагаллолов содержат анионный лиганд. Недавно нами впервые было показано, что 1,3,2-диазагаллолы на основе аценафтен-1,2-диимина могут существовать как в анионной, так и в нейтральной (радикальной) форме и, таким образом, выступать в качестве редокс-активных лигандов при комплексообразовании с переходным металлом. В этом случае мы формируем так называемые “molecular complexity systems”, в которых “молекулярная сложность” заключается в сочетании в одной молекуле нескольких реакционных центров – редокс- активного лиганда и атомов переходного и непереходного металлов, влияющих друг на друга. Кроме того, сам лиганд [(dpp-bian)Ga:] на основе аценафтен-1,2-диимина имеет несколько дополнительных реакционных центров. Так, нафталиновая система может проявлять восстановительные свойства, а дииминовый металлофрагмент способен как к реакциям переноса электрона, так и к согласованным реакциям типа циклоприсоединения. Все это позволяет ожидать нетривиальную реакционную способность исследуемых соединений, что может быть использовано для управляемой трансформации различных субстратов. Поэтому исследования, направленные на синтез, изучение строения и реакционной способности 1,3,2-диазагаллольных металлокомплексов на основе аценафтен-1,2-дииминов по отношению к различным классам органических и неорганических соединений, являются актуальными и научно значимыми как в плане расширения фундаментальных представлений о свойствах координационных соединений, так и в практическом плане для решения задач более эффективной переработки химического сырья. Таким образом, научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что впервые будут получены комплексы переходных (Cr, Mo, W, Fe, Ni, V, Ti, Zr и др.) и некоторых непереходных элементов с диазагаллольным лигандом в различных состояниях «восстановленности» (нейтральный-радикальный, анионный). В этих соединениях возможна реализация необычных типов связей, а также низких степеней окисления атомов металла. Кроме этого, в рамках выполнения предлагаемого проекта нами планируется изучение реакционной способности комплексов переходных металлов с карбеноидом [(dpp-bian)Ga:] и его восстановленной формой [(dpp-bian)Ga:]– по отношению к различным классам ненасыщенных органических соединений (алкинам, нитрилам, эфирам, изоцианатам и пр.), а также малым молекулам (CO2, N2O, SO2, H2O и др.). Строение всех вновь полученных соединений будет исследовано методом рентгеноструктурного анализа, а их поведение в растворе – спектральными методами (ЯМР и ЭПР). Полученные результаты дополнят базовые представления о строении и свойствах координационных соединений переходных металлов и позволят разработать на их основе новые типы реагентов и катализаторов для органического синтеза. Соединения металлов, редокс-активные лиганды, дииминовый металлофрагмент, метод рентгеноструктурного анализа
Volkova
Волкова Елена Николаевна
руководитель
доктор психологических наук, профессор, заведующий НОЦ «Психология одаренных подростков»
Аннотация проекта Ключевые слова

В рамках проекта планируется издание научного труда «Монография «Психология подросткового буллинга» тиражом не менее 300 экземпляров. В монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований подросткового буллинга, полученные зарубежными и российскими психологами. Подростковый буллинг рассматривается как социально-психологический феномен, обусловленный влиянием социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка. Вовлеченность подростка в ситуацию буллинга имеет многофакторную детерминацию, представляющую сочетание индивидуальных и личностных особенностей подростков- обидчиков, жертв, обидчиков-жертв и свидетелей буллинга и характеристик семейной среды и школьного окружения. Основной фокус этой книги направлен на доказательство о преимущественном влиянии факторов микро – и макро социальной среды на подростковый буллинг. Культурный контекст жизни ребенка, средовые влияния общества в целом, сообщества школы, семьи, группы сверстников влияют на поведение подростков в ситуации буллинга и должны учитываться при разработке программ профилактики и помощи подростку и его социальному окружению. Стратегические ориентиры и содержание этих программ определяются на основе выявления индивидуальных и личностных особенностей подростков, а также факторов семейной и школьной среды.

ССоциализация современных подростков, подростковый буллинг, идентификация, распространенность, типология, кибербуллинг, семейная среда, школьный класс, ролевая структура, обидчики, жертвы, обидчики-жертвы, свидетели, профилактика

Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках грантов Российского научного фонда 2022 года

Volkova
Волкова Елена Николаевна
руководитель
доктор психологических наук, профессор, заведующий НОЦ «Психология одаренных подростков»
Аннотация проекта Ключевые слова

Цифровые технологии и искусственный интеллект, кажется, совсем недавно внедрились в повседневную жизнь человека, но уже сегодня очевидно, что без IT технологий нет будущего. В Нижегородской области сегодня работают более 700 IT-компаний, в числе которых крупные центры исследований, разработок и производственные центры. Свои представительства в регионе имеют авторитетные российские и международные ИТ-компании. При этом регион испытывает серьезный дефицит IT-кадров: система образования готовит около 3000 специалистов IT-профиля в год при потребности более 3 тыс. человек, что является серьезнейшим ограничением для развития этой отрасли в области. Отрадно, что IT-cфера для современной молодежи является привлекательной с точки зрения будущей профессиональной деятельности. Дети и подростки не только учатся с применением Digital инструментов, проводят свободное время в интернет пространстве, они выстраивает отношения, используя социальной сети и мессенджеры, но и мечтают поступить в ведущие вузы города на IT – специальности, получить отличную подготовку и занять место в привлекательной IT-компании. Чтобы стать высококлассными программистами и уже сегодня дети стремятся подготовить себя к данной деятельности, углубленно занимаясь программированием в школьных кружках, проходя специальные образовательные курсы, участвуя в олимпиадах разного уровня. Высоких результатов на олимпиадах по программированию получается достичь не многим. Интерес к самому процессу, удовольствие и радость от её выполнения – так называемая внутренняя мотивация – является главным фактором успеха. Внутренняя и внешняя мотивации привлекают внимание исследователей и практиков в рамках изучения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана (Deci, Ryan, 2020; Мандрикова, 2010). Показано, что внутренне мотивированная деятельность в отличие от внешне мотивированной связана с бόльшим вкладом усилий и более высоким уровнем субъективного благополучия, продолжается даже в отсутствие внешних наград и наказаний и ведёт к развитию компетенций (Осин, Сучков, Гордеева, Иванова, 2015). Эмпирические исследования мотивации в рамках теории самодетерминации показали, что от соотношения автономной и контролируемой мотивации человека зависит их результативность и психологическое благополучие; автономная мотивация выступает устойчивым предиктором настойчивости и усилий, эмоционального благополучия на в деятельности, в то время как контролируемая мотивация связана с эмоциональным истощением, профессиональным выгоранием (Ryan, Deci, 2020; Randall, Ryan, 2020; Perez-Rivases, Torregrosa, Viladrich, Pallares, 2017). Изучение особенностей профессиональной мотивации молодежи, увлеченной программированием, поиск технологий для поддержания и развития их внутренней мотивации представляется нам важной научно-исследовательской задачей.

Цифровые технологии; IT-компании; молодежь; мотивация; программирование; одаренность

Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов компании En+ Group в 2022 году

Киселева Надежда Юрьевна
руководитель
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий научно-образовательного центра по изучению и охране биологического разнообразия
Аннотация проекта Ключевые слова

Основная идея проекта – организация совместных исследований флоры и фауны не менее 100 малых водоемов г. Нижнего Новгорода силами специалистов-биологов с привлечением не менее 300 волонтеров. Будут использованы инновационные методы гражданской науки (опыт создания Атласов птиц ряда городов (http://www.bio.vsu.ru/oriolus/atlas1.html, http://ufabirds.ru/), возможности исследовательской сети iNaturalist (https://www.inaturalist.org/), опыт проведения массовых акций по изучению и охране птиц (https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/206/207), вовлечения населения в деятельность по изучению и охране биоразнообразия (https://dront.ru/wp-content/uploads/2016/12/2011-raznoobrazie.zip , https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/88/89 ). Планируется распространить полученную информацию о природоохранной ценности городских водоемов в сети Интернет, разработать и передать лицам, принимающим решения, конкретные предложения по восстановлению, охране и рекреационному использованию городских водоемов.

Целевую аудиторию проекта составляют несколько групп (волонтеры, представители научного сообщества, педагогические сообщества, члены НКО, дети и подростки, студенты, семьи, лица, участвующие в профилактике и решении проблем окружающей среды). Планируется организовать информирование потенциальных участников, обучение волонтеров, провести детальное полевое обследование не менее 100 малых водоемов Нижнего Новгорода специалистами с участием волонтеров. Составленные характеристики водоемов, сведения об их фауне и флоре будут размещены в сети Интернет и станут доступными для всех интересующихся. По результатам исследований будут разработаны не менее 20 Планов действий по охране и использованию систем малых водоемов г. Нижнего Новгорода. Будет организована информационно-пропагандистская кампания. Научными результатами проекта станут не менее 5 научных статей в индексируемых изданиях (РИНЦ, ВАК, Scopus), представление результатов проведенных исследований не менее, чем на 3 научно-практических конференциях всероссийского и международного масштабов. Научная уникальность проекта состоит в том, что впервые будет системно изучена флора и фауна большинства малых водоемов г. Нижнего Новгорода, расположенного при слиянии Оки и Волги, будут получены новые данные о местах обитания редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, выявлена и продемонстрирована значимость водоемов как элементов экологического каркаса г. Нижнего Новгорода.

Флора, фауна, малые водоёмы г. Нижнего Новгорода, восстановление малых водоёмов охрана малых водоёмов, рекреационное использование малых водоёмов

Научно-образовательные проекты, финансируемые Автономной некоммерческой организацией высшего образования «Университет Иннополис» в 2022 году

Tosteneva
Толстенева Александра Александровна
руководитель
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методической деятельности
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на разработку (актуализацию) рекомендуемых к тиражированию основных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) с цифровой составляющей, разработку ОПОП ВО в рамках совокупности направлений с учетом задач формирования компетенций применения цифровых технологий в соответствующих приоритетных отраслях экономики, экспертизу разработанных ОПОП профессиональным сообществом, апробацию актуализированной ОПОП или части ОПОП, разработку методических рекомендаций по актуализации ОПОП для профессий приоритетной отрасли «Образование» по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (по естественно-научной направленности) (за исключением направленности (профиля) "Начальное образование"), 44.04.01 Педагогическое образование (за исключением направленности (профиля) "Инновации в финансово-экономическом образовании"), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (за исключением направленности (профиля) "Педагогика и психология дошкольного образования"), 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.

Унифицированная модель компетенций, сквозные цифровые технологии, разработка, тиражирование, апробация, экспертиза ОПОП ВО
Samerhanova
Самерханова Эльвира Камильевна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, первый проректор
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на освоение Участниками компетенций по применению сквозных цифровых технологий, востребованных в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы в соответствии с федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики». Проект включает:

  • Разработку содержания тренинга «Цифровые технологии и трансформация педагогического образования» в форме открытых занятий, круглых столов, презентаций актуализированных ОПОП, стратегических сессий;
  • Оказание информационно-консультационных услуг в форме проведения тренинга «Цифровые технологии и трансформация педагогического образования» в течение 3 дней подряд (не менее 24 часов) для направлений подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), 44.04.01 «Педагогическое образование», 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Информационно-консультационные услуги, тренинги, сквозные цифровые технологии, трансформация педагогического образования, технопарк универсальных педагогических компетенций

Научно-образовательные проекты, финансируемые Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» в 2022 году

Семахин Евгений Александрович
руководитель
rандидат экономических наук, доцент, декан факультета управления и социально-технических сервисов
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на совершенствование процесса подготовки будущих учителей технологии в педагогическом вузе с использованием элементов концепции "Бережливого производства". Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, усваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Педагогическое образование позволяет решить ряд пропедевтических задач при подготовке квалифицированного специалиста для широкого спектра областей экономики. Основными задачами проекта является разработка и реализация модели подготовки будущего педагога с использованием концепции “Бережливого производства” включающей модернизацию содержания, форм, методов и средств обучения. Разработанная модель включает целевой, содержательный и результативный компоненты, позволяющие в целом оценить уровень сформированности полученных профессиональных компетенций. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как базовый уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии. Основными причинами необходимости реализации предлагаемого проекта при подготовке студентов являются: теоретическая подготовка не включает в себя формирования компетенций по бережливому производству; отсутствие методической разработки процесса обучения на всех курсах подготовки по изучению применения бережливого производства в образовательном процессе; отсутствует способность к самостоятельному обучению новым методам оптимизации бережливого производства. Для повышения качества подготовки будущих учителей технологии преподавателями кафедры технологий сервиса и технологического образования разработана модель формирования профессиональных компетенций в реализации концепции преподавания предметной области Технология, одним из элементов которой является методика оптимизации подготовки и проведения урока в школе с использованием бережливых технологий, а также оптимизация хранения учебников н методических материалов при помощи мобильных стеллажей, которые демонстрируют систему 5S. Реализация методики требует создания педагогической фабрики процессов, моделирующей применение бережливых технологий в образовательном процессе.

Учителя технологии, бережливое производство, профессиональные компетенции, система 5С