Юрий Владимирович Романов

Заместитель директора Института истории и политики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», преподаватель кафедры методики преподавания истории; председатель РОО «Летняя школа», директор Многопрофильной школы-семинара «Летняя школа» (2006-2016); программный директор Всероссийской выездной школы педагогов


22-23 сентября 2016 года
Даты проведения лекций

Ключевые вопросы, целеполагание и проектно-деятельностный подход: как научить школьников самостоятельно писать тексты в эпоху интернета
Тема лекции №1

Аннотация

Четверть века существования всемирной паутины радикально изменили подход школьников к «написанию» докладов и рефератов. Последние 10-15 лет текст на любую тему можно без особого труда найти в интернете. Это сформировало серьезный вызов, к которому наша система школьного образования оказалась не готова. Большинство учителей просто «сдалось» и принимает в качестве выполненной работы тексты, скаченные целиком или частями из интернета и даже не всегда прочитанные их «авторами». Вместо полезного сервиса интернет превратился во врага образования, дающего ученику возможность не думать, а значит и не развиваться. Некоторые учителя не сдались без боя и объявили интернету войну, не понимая, что, во-первых, они воюют с ветряными мельницами, а во-вторых, обречены на поражение. Между тем не так уж трудно превратить интернет из врага в друга, ничего не запрещая, но лишив при этом школьников возможности выдавать чужие тексты за свои собственные. Нужно только изменить подход к обучению. Основным препятствием здесь оказываются привычки учителя, но побороть их легче, чем всемирную паутину. На лекции раскрывается один из возможных сценариев такой трансформации и показывается педагогический инструментарий, позволяющий запустить самостоятельную работу школьников, сформировав у них умение самостоятельно работать над текстами, излагая в них собственные мысли собственными словами.

Летняя школа как сетевое образовательное сообщество
Тема лекции №2

Аннотация

Две-три недели насыщенной событиями жизни в летнем образовательном лагере могут дать больше, чем год обучения в школе или университете. Секрет – в мотивации и особым образом построенной образовательной среде. А еще – в сетевой, преимущественно горизонтальной структуре социальной институции, которая создает эту среду. Как выглядит летнее образование на примере Многопрофильной школы-семинара «Летняя школа», известной также как Летняя школа «Русского репортера». Как сосуществуют и взаимодействуют в рамках одной площадки три десятка мастерских, охватывающих около 50 различных направлений работы, часть из которых ориентирована на школьников, часть на студентов, а часть — на людей уже получивших высшее образование. Какие возможности школа открывает для участников с точки зрения профессиональной ориентации и выстраивания своей трудовой биографии. Как организована школа, на которую приезжают за месяц ее работы примерно 1200 участников, существующая более 10 лет, ни один из организаторов и преподавателей которой не получает при этом заработной платы. На каких принципах организовано сообщество, каждый год пересоздающее летнюю школу. И, наконец, как воспроизвести эти эффекты, создав атмосферу творческого взаимодействия и плодотворной совместной работы.

Образовательная среда: от целей образования до проектирования среды для их достижения
Тема лекции №3

Аннотация

Результаты образования во многом зависят не от усилий одного отдельно взятого учителя или преподавателя, а от того, каковы атмосфера и традиции учебного заведения. Они, наряду с другими составляющими, определяют образовательную среду учебного заведения, которая в значительной степени формирует мотивацию к обучению. Действие фактора образовательной среды хорошо заметно на сравнении формального образования и неформальных образовательных практик. Во время лекции рассматривается ряд проблем, связанных с формированием и трансформацией образовательной среды учебного заведения. Что такое образовательная среда, какие ее типы можно выделить? Какие факторы действуют на образовательную среду и способны ее изменять? Как образовательная среда транслирует реальные цели образования? Как можно сделать среду мотивирующей к обучению? В какой степени и какими способами можно привить практики неформального образования, хорошо работающие на мотивацию участников, в формальной образовательной структуре?