«От педагогического университета к университету образования: концепция трансформации»
7 декабря в Мининском университете прошел Третий публичный отчет о реализации стратегии университета-2023 «От педагогического университета к университету образования: концепция трансформации». Участниками мероприятия стали министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Мануйлова, Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, Президиум Координационного совета и Федерального учебно-методического объединения по области образования «Образование и педагогические науки», профессорско-преподавательский коллектив Мининского университета, директора и учителя 200 школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области, представители общественных организаций, ректоры 30 российских и зарубежных вузов, в их числе ректор Аньхойского государственного педагогического университета Китая (читать благодарственное письмо).
Рабочая программа мероприятия включала в себя публичный отчет о реализации стратегии развития Мининского университета до 2023 года, выступления экспертов, панельная дискуссия (смотреть запись панельной дискуссии).
Участники Публичного отчета также смогли ознакомиться с результатами деятельности Мининского университета по приоритетным направениям 2016-2017 годов в ходе работы выставочных площадок.
В заключительной части программы работы в университете участники могли посетить презентацию проекта из трех на выбор. Паралелльно с этим в вузе прошло заседание Федерального учебно-методического объединения по области образования «Образования и педагогические науки».
Как это было и о чем говорили подробнее здесь.
Двигателями трансформации вуза являются приоритетные направления деятельности 2016-2017 годов, а также результаты четырехлетнего участия в федеральном проекте Минобрнауки России «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации». Реализованная программа модернизации педагогического образования имела ярко выраженные эффекты не только на уровне вуза, но и на уровне региона и всей Российской Федерации.
Участие в федеральном проекте Минобрнауки России «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации»
Эффекты для страны:
- представленная и уже одобренная Минобрнауки и Правительством России модель целевого обучения и контрактного трудоустройства педагогов, являющаяся основой для сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» и обеспечивающая формирование педагогической элиты. Модель предполагает отбор наиболее мотивированных к педагогической деятельности студентов после двух лет обучения, когда они сдают комплексный экзамен готовности, и только тогда с ними заключается договор на целевое обучение. Примечательно, что договор подписывается не только вузом и студентом, но имеет и третью сторону – регион, который должен в том числе обеспечить трудоустройство в соответствии с подписанным договором и оказать поддержку молодых специалистов. Постдипломное сопровождение выпускников – это вопрос, которым до сих пор практически никто не занимается, но Мининский университет подчеркивает его важность и уже разработал электронный сервис, доступный всем желающим в стране.
- проект послужил толчком повышения престижа педагогических направлений подготовки, о чем свидетельствует повышение проходного балла абитуриентов: с 64,5 в 2012 году до 76,8 в 2017 году на бюджетные места по педагогическим профилям подготовки (в этом году университет занял 5 место в России по этому показателю среди всех вузов, готовящих педагогов). Другими проектами, разработанными НГПУ им. К. Минина с целью популяризации профессии, стали цикл фильмов «День учителя» и художественный альбом «Философия учительства».
- создание единого профессионального поля педагогического образования, сетевых механизмов профессионального взаимодействия, позволило транслировать новые образцы практического опыта и развивать академическую мобильность, как эффективного инструмента повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Одним из реализуемых проектов является, так называемый, «Китайский проект» - вуз заключил партнерские отношения с Аньхойским государственным педагогическим университетом Китая, с которым уже имеются программы двойного диплома, курсов повышения квалификации для китайских преподавателей, обмена преподавателями, каникулярных школ языка и культуры для студентов. Одним из участников Отчета стал ректор китайского вуза-партнера Гу Цзяшань: «АГПУ – один из первых университетов Китая. Нашему вузу очень важно сотрудничество с Мининским университетом: у нас много общего в стратегии развития. Мы нацелены на подготовку студентов, которые бы стали ценными кадрами нового типа с интернациональным мировоззрением».
Эффекты для региона:
- Формирование банка данных и карты потребностей региона в педагогических кадрах. НГПУ им. К. Минина предложил решение значимой проблемы: подготовка педагогов разных профилей вне зависимости от реальных потребностей региона, когда количество молодых учителей по одному предмету оказывается недостаточным, а по другому – избыточным. Таким решением является электронный сервис расчета потребности педагогических кадров.
- Вовлечение региональных органов власти в процесс отбора и подготовки наиболее мотивированных и высокообразованных педагогических кадров в рамках описанной выше модели целевого обучения и контрактного трудоустройства педагогов.
- Создание регионального социально-образовательного кластера для решения проблем кадрового развития и обеспечения развития системы образования. Кластер представляет собой форму сетевого сотрудничества университета, колледжей, школ, детских садов, других образовательных учреждений, органов власти, между которыми развита система обмена информации и совместного использования ресурсов. В рамках кластера Мининским университетом создано и функционирует: 60 экспериментальных площадок, 14 ассоциаций педагогов, 40 «клинических» баз практик, 2 психолого-педагогических класса, 2 базовые кафедры.
- Подготовка вузом «команд изменений» из выпускников вуза по педагогическим направлениям подготовки для школ города. Команда изменений – группа молодых специалистов, отправляющихся в определенную школу с целью участия в процессах ее развития и обновления. В 2017 году пилотной площадкой стала МАОУ СОШ №118, принявшей 10 выпускников.
Эффекты для университета:
Изменился дизайн образовательной среды вуза. Реализация проекта привела к системной модернизации образовательной деятельности в вузе:
- произведено содержательное и структурное обновление образовательных программ, основанное на интеграции федеральных стандартов высшего образования и Профессионального стандарта педагога.
- разработаны модульные учебные планы, когда каждая дисциплина является самостоятельным, независимым образовательным продуктом, и студент может выбирать, какой модуль в каком университете он хочет изучить. Образовательные программы в целом стали более гибкими и вариативными.
- развито сетевое взаимодействие с другими организациями: совместные проекты в области гуманитарно-педагогического и социально-культурного образования, исследований, разработок и публикаций. В режим функционирования вошла система Клинических баз практик. Создан кластер программ двойных дипломов.
- получила развитие система управления самостоятельной работой студентов, которая проходит в стенах вуза, но во взаимодействии с тьютором, что позволяет мотивировать познавательский интерес и самостоятельность обучающихся.
- Получил активное развитие проект «цифровая педагогика» в вузе: создание электронных сервисов сопровождения жизненного цикла образовательных программ (от профориентации до постдипломного сопровождения), разработка и апробация сервисов сопровождения и удержания в профессии будущих учителей, информационно-аналитических и научно-образовательных сервисов. Вы можете ознакомиться с картой электронных сервисов Мининского университета.
Приоритетные направления деятельности 2016-2017 годов по реализации стратегии развития Мининского университета
Мининский университет в среднесрочной перспективе имеет своей целью из педагогического университета в университет образования посредством систематической и последовательной реализации разрабатываемых проектов, основанных на 12 стратегических инициативах 2012 года (буклет,pdf).. Проекты 2016-2017 годов подразделяются на 6 блоков:
1. | Цифровое образование, система электронных сервисов |
2. | Новая философия учительства, новое разделение педагогического труда, поддержка жизненного цикла профессии педагога |
3. | Региональные социально-педагогические кластеры и трансрегиональное сотрудничество |
4. | Модернизация образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза. Новый дизайн образовательной среды. |
5. | Вуз социальных инициатив: проект «конвенция поколений» |
6. | Трансфер педагогических знаний: от регионального сотрудничества к глобальному («китайский проект») |
Ознакомиться более подробно с каждым из них вы можете здесь.